Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Павловопосадская шаль жива-живехонька!

nabel аватар

Павловопосадская шаль.История появления

Полуторовековое присутствие в русской моде павловопосадских платков – одна из загадок нашей истории.
Слово «Шаль»  персидское, так называли привозимые из Кашмира шали, вытканные из козьего подшерстка, а слово платок – исконно русское – «плат» (кусок ткани). Но оба слова прижились, обозначая одно и то же. Вот вам и ключ к одной из тайн шали из подмосковного городка Павловский Посад.

От географического положения России никуда не деться – к востоку она простирается и к западу, а из всех этих влияний, заимствований что-то свое сотворяется, входит в кровь и плоть многих поколений, родным становится.
В советские времена эта органичность, «свой стиль», ручная набивка узоров считались крестьянским искусством, ремеслом. Доказательств тому не было, но народ называли творцом всего. Толком никто не понимал, что такое «народ-творец», потому что у любого художественного произведения всегда есть автор, а шали павловопосадские к тому же модный аксессуар. Но моду считали мещанством, а шали частью народного костюма. Так с этим и жили. Про то, что у павловопосадской фабрики были основатели, что с середины XIX века слава этих ярких, шикарных шалей гремела по всей Российской Империи, уже никто и не вспоминал. Редко-редко можно было зимой встретить кого-то в шали с цветочным или персидским узором. Все оглядывались, завидовали, но стоило такое чудо очень дорого.
Когда же и кем была придумана павловопосадская шаль? История эта непростая, много в ней событий забытых, которые в архивах специалисты собирают, много и того, что в старинных модных журналах можно увидеть или перелистывая красивую книгу с орнаментами восточных ковров и тканей. Но это как далекая музыка, когда звук едва-едва доносится. Само собой сложилось, что павловопосадские шали ни на какие другие не похожие, они – художественный образ России.
Так не всегда было. Лет 100 назад, когда мода на такие шали была очень большая, работало множество фабрик подобных павловопосадской, даже в Австро-Венгрии было схожее производство. Но ни в какое сравнение ни по качеству, ни по количеству, ни по разнообразию узоров с Павловопосадской мануфактурой они не шли. Фабрика эта была самой крупной в нашей стране. Менялись способы нанесения орнамента, краски из растительных по ходу развития науки исчезали, их заменяли химическими.
В середине XIX века впервые стали выпускать шали из шерсти. Сначала из привозной, а потом перешли на отечественное сырье и к началу XX века использовали тонкорунную очень качественную шерсть. Шали получались легкие и шелковистые, с нежным блеском. У каждого явления, как и у человека, своя судьба. Так получилось, что после 1917 года почти все платочные производства ушли в небытие. Только павловопосадская шаль жива-живехонька! Очевидной стала не только ее русскость, но и удивительная роль в культуре. В конечном счете, она одна вышла из всех передряг, войн, отрицаний прошлого, пренебрежения к цветочному и мажорному орнаменту, упреков в излишней «восточности» и несоответствию современной моде.


http://street-fashion-guide.ru/platki/pavlovoposadskie-platki/pavlovoposadskaya-shal-istoriya-poyavleniya.html