Как помочь ребенку раскрыть свой потенциал?
Как помочь ребенку раскрыть свой потенциал?
«Наши дети – не дети нам, они гости в нашем доме» Халиль Джебран
Главный секрет воспитания детей состоит в том, что секрета не существует. Не существует правильной модели воспитания. Ни одна из педагогических систем не может подойти каждому ребенку и гарантировать успех. Поэтому предлагаю отнестись к процессу воспитания детей как творчеству, и сделать его увлекательным совместным путешествием.
Когда я ушла из крупного корпоративного бизнеса в самостоятельное плавание, и стала больше общаться с детьми, мой старший сын сказал: «Наконец у меня появилась мама». Как? - удивилась я, - ведь все эти 15 лет я обеспечивала правильное питание, физические нагрузки в секциях, курсы английского языка, отдых на каникулах, поездки в лагеря и другие обязательные атрибуты правильного родителя. Оказывается, самую главную потребность, которую я, делая карьеру, не могла полностью удовлетворить – это общение.
Сегодня я уверена в том, что та почва, которая благоприятна для взращивания таланта – это качественное общение. При этом, количество времени, проведенного вместе, не так важно, как качество. Даже 20 минут в день разговора по душам гораздо лучше, чем длительное, но неэффективное общение в стиле отдачи приказов, указаний, готовых решений и советов.
А как воспитывали людей, которые оставили заметный след в истории? Давайте проследим, как влияют на успех показатели интеллекта, социальная среда, формальное образование и переезды? И как нам справиться с нашими цифровыми аборигенами, которые чувствуют себя в цифровом мире как рыба в воде?
Секрет 1. Ищите хорошего наставника.
Оказалось, что наставниками многих Нобелевских лауреатов были … Нобелевские лауреаты. Иногда цепочка не прерывалась несколько поколений. Например, физик Энрико Ферми, 6 его студентов стали лауреатами. Билл Гейтс еще школьником несколько месяцев работал под руководством Джона Нортона, самого опытного программиста в США в то время. Стив Джобс в 12 лет решил собрать индикатор частоты электрического тока и попросил помощи у Уильяма Хьюлетта – основателя известной компании Hewlett-Packard и, фактически, дедушки компьютерного бизнеса. Своим энтузиазмом Джобс так впечатлил Хьюлетта, что получил не только необходимые детали, но и летнюю работу в HP.
Расширяйте круг общения ваших детей, создавайте возможности для общения с разными категориями людей: по возрасту, социальному статусу, профессии, увлечениям. Дети должны привыкать взаимодействовать со взрослыми на равных. Следуя этому принципу, я ввела новую семейную традицию – приемы – встречи с интересными людьми - по пятницам.
Секрет 2. Показатель IQ не гарантирует Успех и реализацию в жизни.
Вы знаете кто такой Кристофер Лангман? И я не знаю. Оказывается, это самый умный человек в Америке, показатель его IQ - 195, в то время как у Эйнштейна – 150, Билла Гейтса – 160, а среднестатистического человека - 100. Но ни один его труд не был опубликован, он не выступает на конференциях и не читает лекции студентам. Он не смог выстроить отношения, создать группу поддержки, продвигать свой талант во внешнем мире, потому что, ждал, когда мир сам придет к нему. Без развития так называемых soft-skills - умения общаться, договариваться, презентовать себя, проект, идею, и др. - интеллект ничего не стоит.
Проводя исследование во время Московского интеллектуального марафона, ученые психологи обнаружили прямую связь между уровнем математических знаний и одиночеством: расходуя сверх меры силы на изучение абстрактных наук, человек замедляет развитие своей социальной адаптации.
Скоро рутинные операции будут выполнять компьютеры и роботы, а контактов между людьми будет все больше. Поэтому не гонитесь за книжными знаниями и высокими показателями тестовых экзаменов, и развивайте разные виды интеллекта, ведь преуспевать будут именно те, кто успешно разовьет в себе «множественный интеллект» - эмоциональный, социальный, творческий, личностный, физический и др.
Секрет 3. Помещайте ребенка в обстановку, бросающую ему вызов.
Старайтесь обогатить среду, в которой растет ребенок, поскольку «детей учит то, что их окружает» (М.Монтессори). Путешествия, переезды прививают самостоятельность, независимость, настойчивость, любовь к риску, учат действовать в условиях неопределенности. Они позволяют изучать новые культуры и приобретать новые знакомства, расширяют представления о мире. Многие успешные люди особо отмечают ту положительную роль, которую сыграли в их жизни смены школ и местожительства. Уолт Дисней в детстве переезжал трижды, миллиардер Говар Хьюз сменил 4 школы, Пабло Пикассо до 19 лет жил в пяти разных города. Стив Джобс в 11 лет убедил родителей переехать в Лос-Алтос, который был густо заселен инженерами-электронщиками, что создало уникальные возможности для этого человека.
Однажды я проходила тестирование на определение своих способностей вести бизнес, пункт – отличница – был отмечен как минус, а вот смена 3 школ – как плюс, поскольку ничто так не развивает социальный интеллект, как необходимость адаптироваться в новых коллективах.
Во все времена именно путешествия, в первозданном смысле этого слова, всегда считались наилучшим методом обучения жизни. Для этого совсем не обязательно ехать за тридевять земель или менять местожительства, достаточно чаще перемещаться в пространстве своей страны: путешествия, пикники, походы, встречи с гостями, посещения выставок, театра, поездки в лагеря. Хорошо бы перенять опыт американских школ, когда дети проводят выходные в других семьях. Полезно иногда брать своих детей к себе или к друзьям на работу. Так, отец величайшего математика Фридриха Гаусса был простым каменщиком и часто брал сына с собой. Помогая отцу, мальчик считал кирпичи…. И в 8 лет открыл сумму арифметических рядов.
Секрет 4. Для достижения мастерства в сложных видах деятельности необходимо 10 000 часов практики.
Изучая творческий путь музыкантов, спортсменов, программистов и гроссмейстеров, ученые выяснили, что при одинаковых исходных дарованиях, уровня звезд мирового масштаба достигли те, кто практикуется дольше, отрабатывая навык – около 10 000 часов. Ко времени, когда Билл Гейтс бросил Гарвард, он имел стаж программирования около 7 лет. Спортсмен Майкл Джордан на протяжении многих лет ежедневно совершал 500 бросков мяча в кольцо, а гениальный гроссмейстер Боби Фишер потратил 9 лет для оттачивания своего мастерства, что и составило 10 000 часов.
Оказываете поддержку детям, создавая возможности для приобретения практического опыта и формируя приверженность выбранному направлению, если вашему ребенку посчастливилось уже определиться с призванием.
Секрет 5. Недостаток формального образования или плохая успеваемость в школе не является помехой для реализации таланта.
Пола Маккартни не приняли в хор Ливерпульского кафедрального собора, потому что сказали, что он плохо поет. Стива Джобса несколько раз исключали из школы за плохое поведение и невыполнение домашних заданий. Эйнштейн завалил выпускные экзамены. Билл Гейтс пропустил весенний семестр в школе, чтобы принять участие в тестировании программного продукта, и, обратите внимание, ни учителя, ни родители не были против.
Школа априори не может раскрыть таланты всех детей, многие, если не большинство, требуют особого индивидуального подхода. Создавайте условия для того, чтобы ребенок попробовал себя в разных видах деятельности и творчества, наблюдайте за тем, в какой роли он чувствует себя наиболее органично, где больше всего проявляются его индивидуальность. И даже если его выбор расходится с вашим представлением о том, что есть правильно, позвольте ребенку принимать свои решения. Ведь сколько взрослых сожалеет о том, что под давлением родителей бросили свои увлечения, которые могли оказаться ключиком к Призванию. Не берите на себя эту непосильную ношу ответственности, жестко указывая, чем ребенку заниматься, у него всегда должно быть право выбора. С другой стороны, дети обязательно должны быть вовлечены во внешкольные занятия, что ко всему прочему дает стимул для развития навыков самоорганизации.
Секрет 6. Обучение детей – задача школы, но их образование - задача родителей.
Традиционная школа дает детям знания, но не дает жизненно важных навыков: умения самостоятельно думать, верить в себя, распоряжаться своими деньгами, улаживать конфликты, бороться со страхами, творить и создавать, достойно проигрывать и выигрывать. Необходимо проанализировать, какие навыки дает школа, а какие мы, родители, должны помочь ребенку приобрести, создавая для этого условия. А для этого важно постоянно передавать ответственность за принятие решений и самостоятельные действия в разных сферах жизни. Ничто так не формирует личность, как последствия неправильно принятых решений. Мой младший сын в первом классе школы постоянно забывал дома – краски или цветную бумагу, спортивную форму или даже портфель. Вначале мы суетились и несколько раз подвозили ему недостающие предметы, но, вовремя спохватились, позволив ему самостоятельно справляться с последствиями своей неорганизованности.
Секрет 7. Вовремя отойдите в сторону.
Детство имеет свойство заканчиваться, дети вырастают, а наша жизнь при этом продолжается. Для моего сына два года самостоятельной жизни вне родительского дома дали огромные результаты в плане личностного развития: улучшились навыки самоорганизации, принятия самостоятельных решений, общения, ориентации в пространстве и др. Я поняла, что сдала один из самых сложных родительских экзаменов – отпустить ребенка в самостоятельное плавание. Меня вдохновили на этот шаг слова Халиля Джебрана: «Наши дети – не дети нам, они гости в нашем доме. Они приходят благодаря вам, но не от вас, И, хотя они с вами, они не принадлежат вам. Вы можете давать им вашу любовь, но не ваши мысли, ибо у них есть свои мысли. Вы можете дать пристанище их телам, но не их душам, Ибо их души обитают в доме завтрашнего дня, где вы не можете побывать даже в мечтах. Вы можете стараться походить на них, но не стремитесь сделать их похожими на себя. Ибо жизнь не идет вспять и не задерживается на вчерашнем дне. Вы - луки, из которых ваши дети, как живые стрелы, посланы вперед».
http://kursor.org.ua/posts/303-kak-pomoch-rebenku-raskryt-svoy-potentsial