ПЛОД ДУХА
Применительно к жизни человека Дух Святой посылается для трех больших целей:
1. Спасение – Он возрождает.
2. Освящение – Он уподобляет Христу, приводит в зрелость.
3. Служение – Он наделяет силой и дарами.
При рождении свыше человек получает новую жизнь, характеризующуюся предрасположенностью к святости. Плод Духа – это результат деятельности Духа Святого в новой жизни христианина. По-другому это называют освящением, уподоблением Христу. Это продолжение того, что было начато при возрождении. Важнейшей задачей Духа Святого является работа внутри нас, приводящая к изменению всей нашей плотской сущности, которая превозмогается возрожденным духом и начинает приносить свой плод Богу.
В Священном Писании встречается большое количество различных плодов, которые производят в нас Дух Святой. Но особое внимание заслуживает плод, описанный в Послании к Галатам (5:22-23): « Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». О нем всегда говорится в единственном числе, указывая тем самым, что полнота и зрелость христианина определяется наличием девяти качеств, которые в совокупности и составляют единый плод.
1. Любовь – божественная любовь, имея которую христианин любит всех людей подобно тому, как их любит Бог. Это означает нерушимую благожелательность. Это значит, что независимо от отношения людей, верующий будет желать им только добра. Важно отметить, что в самом человеке нет способности любить ненавидящих, гонящих его, а также молиться за всех обижающих. Получив любовь, которая изливается в сердце Духом Святым (Рим. 5:5), христианин уподобляется в своем характере Иисусу Христу и любит окружающих, как и Христос возлюбил их. «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» 1Ин. 4:12.
2. Радость – чувство, в основание которого положено переживание спасенного человека. Это радость, коренящаяся в Боге. Это не всплеск эмоций, не получение удовольствий от жизненных благ или побед над другими, но глубокая внутренняя радость сердца, радость души, которая не прекращается даже в испытаниях и скорбях. «Ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия» 2Кор. 8:2.
3. Мир. Данное слово имеет несколько значений. Оно передает спокойствие, которое царит в стране при справедливом и благодетельном правлении хорошего руководителя, и также употреблялось для описания устойчивого порядка в городе или деревне. В Новом Завете это слово употребляется как синоним еврейского «шалом». Оно означает внутренний покой, умиротворенность, стиль жизни христианина, имеющего не просто отсутствие забот и тревог, а спокойствие человеческого сердца от осознания Божьей защиты и опеки и понимания того, что абсолютно все в мире находится в надежных руках Господа. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» Ин. 14:27.
4. Долготерпение – особая черта характера, выражающаяся в способности переносить все трудности и страдания; в сдержанности по отношению к тем, кто причиняет боль и незаслуженно злословит. Долготерпение особенно ценно христианам, имеющим неверующих родственников, так как дает силу молиться за их спасение: «…со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением…» Еф. 4:2 (Иак. 5:8).
5. Милосердие. Доброта и снисходительность, означающая, что христианин с пониманием относится к ошибкам и падениям людей. Это особенная чувствительность к бедным и обездоленным, стремление помочь всякому, кто в нужде. Это великодушие, которое не одобряет неправильных поступков, а сострадает к согрешившему, стремится помочь ему исправиться. Подобным образом милосердие проявляется и к бедным. Здесь не просто желание дать бедному даяние, а помочь иметь такое состояние, чтоб тот всегда был удовлетворен в насущных потребностях. «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» Еф. 4:32.
6. Благость (доброта с нежностью). Это благонамеренность, которая побуждает христианина делать добрые дела с особой любовью. Это особое подобие Богу, выражающееся в расположенности сердца христианина к добру и нежелании причинять боль другим. «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» Еф. 2:10
7. Вера (верность). Это выработанная Духом Святым способность быть верным Богу и Его Слову всегда и везде. Даже если есть угроза жизни – христианин остается верным Богу. Эта черта характера распространяется и на обычную жизнь христианина: верность в семье, верность в финансах, верность долгу и сказанному слову, отвержение всякого компромисса с ложью и грехом. Бог особенно ожидает от нас такого плода. И хотя Господь желает, чтобы в нашей жизни был успех и хороший результат в служении, тем не менее Он больше оценивает верность Ему. «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» Мф. 25:11.
8. Кротость. В Новом Завете данное слово имеет три главных значения:
1) Кроткий, то есть покорный воле Божьей. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» Мтф. 5:5.
2) Внемлющий учению и не возгордившийся настолько, чтобы отказаться учиться. «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» Иак. 1:21.
3) Внимательный к другим. «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» Еф. 4:2.
Таким образом, кротость (мягкость характера), выработанная Духом Святым способность христианина спокойно воспринимать всякую неприятную информацию и ситуацию, а также незаслуженные обвинения и оскорбления.
9. Воздержание (владение собой, самоконтроль) – данная Духом Святым способность контролировать потребности плоти, быть умеренным в принятии пищи, в отношении к одежде, привычках и стиле жизни. Это свойство подавлять в себе всякое плотское желание, способное завладеть человеком и стать похотью, которая управляла бы им. Данное слово характеризует спортсмена, тренирующего свое тело для достижения победы («все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного» 1Кор. 9:25), а также христиан, контролирующих свои половые влечения. «Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» 1Кор. 7:9.
Плод Духа относится к внутреннему состоянию человеческого сердца и является следствием его нового рождения. Человек сам по себе может внешне делать что-либо хорошее, но иметь внутреннее негативное отношение. Хорошее внешнее поведение должно происходить как естественное проявление внутреннего состояния, что невозможно для нерожденного свыше человека. В этом отношении плоды Духа отличаются от добрых дел. Есть разница между добрыми делами, которые являются выражением человеческой доброжелательности или воспитанности, и плодом Духа, который является результатом общения с Христом.
Пребывающий в нас плод Духа делает нас способными жить освященной и победной жизнью. «Плод ваш есть святость… а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» Рим. 6:22-23.
Имеющим плод Духа даны два великих обетования:
Во-первых, сказано: «На таковых нет закона» Гал. 5:23. Иными словами, они будут мертвы для греха (который выявляется законом) и восторжествуют над делами плоти. Они также будут пребывать в чистоте и святости перед Богом. Те же, в чьей жизни дела плоти имеют место, Царствия Божьего не наследуют. На плоды Духа нет закона, ибо нет нужды в нем – эти прекрасные благодаяния пребывают в своем собственном законе, совершенно праведном и приемлемом. Тот, кто в союзе с Богом и живет по любви, тот исполнил закон.
Во-вторых, «...те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» Гал. 5:24. Верующие, которые приносят в своей жизни плод Духа, будут держать в своих руках самое могущественное орудие праведности из всех возможных. И точно так же как дела плоти подобны яду для влияния Духа, так и плоды Духа – это смертельный яд для дел плоти.
Следовательно, в плоде Духа мы находим источник победы над всякого рода грехами, болезнями и неудачами, страданиями, немощами и искушениями. Поэтому, «если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» Рим. 8:13.
Также важно отметить, что человек, приносящий плод Духа, перестает жить для себя. Плод Духа Святого в его характере свидетельствует о его способности к новым отношениям в общении с другими людьми, которым он дарит свою любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание.
Ева и Мария
Образ праматери Евы с иконой Пресвятой Богородицы "Знамение"
Ева и Мария
Ева и Мария в действительности означают нашу мудрость плотскую и мудрость духовную.
Ева пожелала больше того, что муж и Бог могли дать ей без вреда для нее. Она устремилась в пропасть за диаволом и увлекла за собой целый рай. Пропасть эта - история. В этой пропасти бурлящих страстей древо познания добра и зла разрослось, как сорняк. Мария вознесла Свою душу над историей и обручила ее Духу Святому.
Плодом следования Евы диаволу было то, что ее первенец стал убийцей. Плодом обручения Девы Марии с Духом Святым стал Ее Первенец - Богочеловек.
Ева откатила колесо жизни вниз, Мария направила его ввысь.
Драма Евы и Марии для меня и для тебя, друг мой, была бы не так важна, если бы она со всей ясностью не показывала нам драму нашей собственной души - противостояние плоти и духа.
О том же
Снова Ева и Мария! С психологической точки зрения, Ева и Мария выражают наше душевное раздвоение, ту внутреннюю борьбу - не на жизнь, а на смерть, - которая совершается в нас от колыбели до гроба.
За что борются Ева и Мария? За ниву нашей души. Вопрос в том, кто завоюет всю ниву. Нельзя сказать, что Ева представляет нашу просто инстинктивную, а Мария - нашу просто разумную природу: развращенный инстинкт и развращенный разум представляет Ева, а божественный инстинкт и божественный разум представляет Мария. На стороне Евы - дух нечистый, на стороне Марии - Дух Святый.
И ты, человек, каждый день стоишь перед выбором, выбором великим, как вселенная, и бесконечным, как история: кому прибежишь ты на помощь - к жене, влекущей в погибель, или к Той, Которая возводит к небесам? К жене, обрученной с диаволом, или к Той, что обручена с Духом Святым? К жене, которая родила убийцу, или к Той, что рождает Спасителя?
Святитель Николай Сербский
Послушайте еще.
Послушайте еще.
Одна монахиня мне написала, что страдает и если не сделает операции, то умрет. Я отвечаю ей, говоря совершенно противоположное. Та опять пишет, что врач ей сказал, что, если она не сделает операции, через несколько дней случится прободение и в конце концов смерть. Я повторяю: "Имей веру, возложи все на Бога, предпочти смерть". Она присылает мне ответ, что болезнь повернула вспять.
Видите? Тысячи раз я испытал это. Когда полагаешь перед собой смерть и ожидаешь ее каждое мгновение, она убегает далеко от тебя.
Когда боишься смерти, она постоянно тебя преследует. Я похоронил трех туберкулезников, питая надежду, что заражусь и сам. Надел ту одежду, которую снял с умершего, но смерть убежала, идя к боящимся ее. Я болею всю свою жизнь. И не лечился никогда. Настойчиво ем противопоказанное. И где смерть?
Пишу вам это, потому что любите совершенство. Ибо мирские не согрешают, поступая по знанию, потому что не ищут другого пути.
А хочу я сказать всем этим, что без воли Господней мы не заболеваем и не умираем. Итак, убирайся от нас подальше, маловерие.
И когда вначале познаем Бога как Творца всяческого блага, Отца, Промыслителя и нашего Покровителя, тогда должны уверовать в Него от всей души и сердца. И только на Него надеяться. И затем мы возлюбим Его, испытывая на себе Его благодеяния. И когда возлюбим Бога от всего сердца как Создателя, тогда и ближнего возлюбим как самого себя, зная, что все мы -- братья Адамовы по естеству и Христовы по благодати.
И посему духовный человек должен признавать не родство плоти, а родство духа, так как он посвятил себя Богу. Ибо плоть, муж и жена, существуют для продолжения рода, от чего мы отреклись и поднялись выше. Так вот, поскольку мы духовные, то должны и видеть духовно. Нет души мужчины или женщины, молодой или старой, но над всем благодать Христова.
Поэтому прошу: позвольте вашему уму свободно созерцать то великое таинство, которое скрывается в словах, что я вам говорю, не заточайте ваш ум под законом, поскольку мы под благодатью, чтобы он вкусил чистую любовь и чтобы возлетел к созерцанию Единого Бога, нашего Благого Отца.
Старец Иосиф Исихаст