Абай. Слова назидания
Стихотворное переложение творений Абая Кунанбаева – казахского поэта конца XIX – начала XX вв., писателя, общественного деятеля, композитора, основоположника казахской письменной литературы и её первого классика – подготовил исполняющий обязанности ректора Алматинского Епархиального Духовного училища архимандрит Геннадий (Гоголев). Публикуется впервые.
Первое Слово
Немало мною пройдено дорог,
И многое в пути я испытал:
Я уклониться от борьбы не мог,
Судил неправо, спорил, ревновал.
Но скоро станет близок мой конец
Я обессилел и устал душой,
И убедился, что до злых сердец
Не достигают благость и покой.
Бесплоден я: не видно смысла мне
В занятиях моих на склоне дней.
Не встану с молодыми наравне,
Пылая страстью изменить людей.
Неблагодарен бедный мой народ,
Не облегчить мне тягостей его!
Он своего вождя лишь проклянет,
Не принимая блага от него.
Я не желаю умножать стада.
Воров ли, попрошаек мне кормить?
Пускай мой сын несет ярмо труда,
Коль среди них богатым хочет слыть.
Продолжить изучение наук?
Но как смешон торговец некий был,
Что полный драгоценностей сундук
В нехоженой пустыне разложил!
Никто не ищет знаний у меня.
В молитве ль ныне душу изолью?
Но нет покоя - на исходе дня,
Молитвой я души не исцелю.
Заняться воспитанием детей?
Но что им нынче надобно узнать?
Я не пойму их мыслей и путей
И не смогу на пользу воспитать.
И рассудив о горестях как мог,
Я попросил бумаги и чернил,
Чтобы простой и безыскусный слог
Мои Слова навеки сохранил.
Быть может, кто-то перепишет их,
Чтобы оставить в памяти людской,
А если нет - богатство слов моих
Сойдет в могилу навсегда со мной.
Второе слово
Я слышал в детстве ядовитый смех -
В селе казах узбека осмеял:
«Трусливым сартом» обозвал при всех,
А речь узбека «трескотней» назвал.
Другой казах шутил, когда при нем
Ногай-татарин оседал коня.
Смеялся над пришельцем каждый дом,
И шутки их забавили меня.
Когда казахи, собираясь в круг,
Развеселившись, пили до утра,
Я слышал, что и русский мне не друг -
Ведь дружба с рыжим не несет добра.
Как мой народ прекрасен, знаменит! -
Я по утрам с молитвой восклицал.
Как жалок чужеземцев странный вид!
И я с восторгом Бога прославлял.
Но шли года. И детский мой восторг
Сменился чередой упрямых дум:
А опыт право оценить помог
Узбеков благочестие и ум.
Я ужаснулся домыслам своим,
Когда расстался с ними невзначай:
Ведь кто еще под небом голубым
Трудолюбив, вынослив как ногай?
Я посылаю, братья, вам поклон
За то, что с вами этот мир познал.
И в старости я сам себе смешон
За то, что русских в детстве осмеял.
Четвертое слово
Давно сказали слово нам отцы,
Что смех пустой сознание пьянит.
Бегут от глупых шуток мудрецы,
И труженик от пьяницы бежит.
В веселости беспечной скрыт порок -
Она ведет к растлению ума.
Бездельника в нужде оставит Бог,
Ему грозят бесчестье и сума.
Достаток в этом мире потеряв,
Презрен своей зажиточной родней,
Могиле дань последнюю отдав,
И после смерти будет он изгой.
Но тот, кто может бодрый дух собрать
И пребывает в разуме своем -
Уныние умеет побеждать
Не смехотворством, а святым трудом.
Не убиваться горем вас учу,
В плену печали потерявши вид,
Доверьтесь милосердному врачу -
Вас труд от всех печалей исцелит.
Но тихий смех моих коснется уст,
Когда увижу добрые дела,
И не умолкнет, отгоняя грусть,
Чтобы душа от радости цвела.
Не радуйтесь поступкам подлеца -
Притворный смех противен будет вам.
И, чтобы не прогневать вам Творца,
Не ссорьтесь никогда по пустякам.
Пятое слово
Когда теснит печаль ночами грудь,
И тело изнывает от тоски,
Не в силах будет человек вздохнуть,
И дух его как будто взят в тиски.
Тогда бессильно дни свои влачит
Иль мечется, не находя приют,
И по лицу, теряющему вид,
Так часто слезы горькие текут.
Но отчего, скажи, твоя печаль?
Ты изнемог под бременем забот?
Иль алчному чужих сокровищ жаль,
Что в собственном дому не достает?
Напрасно Богу будешь досаждать
Молитвою о безмятежных днях.
Не лучше ли желания унять?
И обрести душою Божий страх?
Себя в личину скромности облечь,
Потупив в землю лицемерный взгляд,
Ты можешь, но свою не скроешь речь -
Твои слова тебя изобличат.
Сильна привычка наживать добро
Нечестным и неправедным путем.
А коль падет на голову позор,
Драть ворот брату, стоя на своем.
Пускай ты много в жизни преуспел:
Достиг почета, превознес себя.
Но дети, что плохих стыдятся дел,
Угодны Богу более тебя.
Шестое слово
Любой казах в порыве лучших чувств
Пословицей перед тобой блеснет
О том, что единенье - верх искусств,
И общность стада сохранит их род.
Но если племя завладеет всем,
От каждого забрав плоды трудов,
То разве не наступит вместе с тем
В нем рай для тунеядцев и воров?
Я свой совет хочу казахам дать:
Род не спасает общее добро.
Единство мыслей нужно вам стяжать,
А не в одном подвале серебро!
В ауле каждый аксакал умен,
На все готова мудрость у него:
Существованье почитает он
Основою достатка своего.
Мы целый день, как овцы, смотрим вниз,
Достаток, насыщение любя,
Служенью плоти посвящая жизнь,
Скотам мы уподобили себя.
К словам Абая обращая слух,
Узнай же правду бедный мой народ
О том, что плотью править должен дух -
И труд искусством каждый назовет.
Лишь записной бездельник и нахал
К дармовой пище тянется, спеша.
И как бы видом он не восхищал,
Смердит его бесстыдная душа.
СПАСИБО!!!!!!!!!! Алла!!!!!!!!!!!!!!!!
Случайно оказалась. Начала читать и не могла остановиться. Огромное удовольствие. И горечь. И понимание, что ОКАЗЫВАЕТСЯ все уже было под этой луной. И я не первый человек, который испытывает разочарование в своем народе. И гордость за него. И любовь. Были и побольше люди, покруче... Ох, сколько эмоций и мыслей. Упорядочу пойду... Спасибо, Алла!
"Слова назидания"
Само произведение написано иначе, в прозе. Есть и такой перевод. Он очень созвучен с текстом самого АБАЯ.
СЛОВО ПЕРВОЕ
Хорошо я жил или плохо, а пройдено немало: в борьбе и ссорах, судах и спорах, страданиях и тревогах дошел до преклонных лет, выбившись из сил, пресытившись всем, обнаружил бренность и бесплодность своих деяний, убедился в унизительности своего бытия. Чем теперь заняться, как прожить оставшуюся жизнь? Озадачивает то, что не нахожу ответа на свой вопрос.
Править народом? Нет, народ неуправляем. Пусть этот груз взвалит на себя тот, кто пожелает обрести неисцелимый недуг, или пылкий юноша с неостывшим сердцем. А меня сохрани, Аллах, от непосильного бремени.
Умножать ли стада? Нет, не стоит заниматься этим. Пусть дети растят скот, коль им надобно. Не стану омрачать остатки дней своих, ухаживая за скотом на радость проходимцам, ворам и попрошайкам.
Заняться наукой? Как постичь науку, когда не с кем словом умным перемолвиться? Кому передать накопленные знания, у кого спросить то, чего не знаешь? Какая польза от того, что будешь сидеть в безлюдной степи, разложив холсты, с аршином в руке? Знания оборачиваются горечью, приносящей преждевременную старость, когда нет рядом человека, с кем можно поделиться радостью и печалью.
А может, посвятить себя богослужению? Боюсь, не получится. Это занятие требует полного покоя и умиротворения. Ни в душе, ни в жизни не ведаю покоя, уж какое благочестие среди этих людей, в этом краю!
Воспитывать детей? И это мне не под силу. Воспитывал бы, да не ведаю, как и чему учить. Какому делу, с какой целью учить, для какого народа воспитывать их? Как наставить, куда направить, когда сам не вижу, где бы дети могли приложить свои знания? И здесь не нашел я себе применения.
Наконец решил: бумага и чернила станут отныне моим утешением, буду записывать свои мысли. Если кто найдет в них нужное для себя слово, пусть перепишет или запомнит. Окажутся не нужными мои слова людям — останутся при мне. И нет у меня теперь иных забот.
СЛОВО ВТОРОЕ
В детстве мне приходилось слышать, как казахи смеялись над узбеками: «Ах вы, сарты широкополые, камыш издалека носите, чтобы крыши покрыть, при встрече лебезите, а за спиной друг друга браните, каждого куста пугаетесь, трещите без умолку, за что и прозвали-то вас сарт-сурт».
При встрече с ногаями тоже смеялись и ругали их: «Ногай верблюда боится, верхом на коне устает, пешком идет — отдыхает; и беглые, и солдаты, и торговцы - из ногаев. Не ногаем, а нокаем бы следовало вас называть».
«Рыжеголовый урус, этому стоит завидеть аул, как скачет к нему сломя голову, позволяет себе все, что на ум взбредет, требует «узун-кулака» показать, верит всему, что ни скажут»,— говорили они о русских.
«Бог мой!— думал я тогда с гордостью,— Оказывается, не найти на свете народа достойнее и благороднее казаха!» Радовали и веселили ли меня эти разговоры.
Теперь вижу — нет такого растения, которое бы не вырастил сарт, нет такого края, где бы не побывал торговец сарт, нет такой вещи, которую бы он не смастерил. Живут миряне в ладу, вражды не ищут. Пока не было русских купцов, сарты доставляли казахам одежду для живых и саван для умерших, скупали гуртами скот, который отец с сыном между собой поделить не могли. Теперь, при русских, сарты раньше других переняли новшества. И знатные баи, и грамотные муллы, и мастерство, и роскошь, и учтивость — все есть у сартов.
Смотрю на ногаев, они могут быть хорошими солдатами, стойко переносят нужду, смиренно встречают смерть, берегут школы, чтут религию, умеют трудиться и наживать богатства, наряжаться и веселиться.
Мы же, казахи, батрачим на их баев за жалкое пропитание. Нашего бая они гонят из своего дома: «Эй, казах, не для того настлан пол, чтобы ты его грязными сапогами топтал».
Сила их в том, что неустанно учатся они ремеслу, трудятся, а не проводят время в унизительных раздорах между собой.
О просвещенных и знатных русских и речи нет. Мы - не ровня и их прислуге.
Куда сгинули наши былые восторги? Где наш радостный смех?
СЛОВО ТРЕТЬЕ
В чем кроется причина разрозненности казахов, их неприязни и недоброжелательности друг к другу? Отчего слова их неискренни, а сами они ленивы и одержимы властолюбием? Мудрые мира давно заметили: человек ленивый, как правило, труслив и безволен; безвольный — труслив и хвастлив; хвастливый — труслив, глуп и невежествен; глупый - невежествен и не имеет понятия о чести, а бесчестный побирается у лентяя, ненасытен, необуздан, бездарен, не желает добра окружающим.
Пороки эти от того, что люди озабочены только одним — как можно больше завести скота и стяжать тем самым почет у окружающих. Когда б они занялись земледелием, торговлей, стремились к науке и искусству, не произошло бы этого.
Родители, умножив свои стада, хлопочут о том, как бы стада у их детей стали еще тучнее, чтобы передать заботу о стадах пастухам, а самим вести праздную жизнь — досыта есть мясо, пить кумыс, наслаждаться красавицами да любоваться скакунами.
В конце концов их зимовья и пастбища становятся тесными, тогда они, употребив силу своего влияния или занимаемого положения, всеми доступными для них средствами выкупают, выманивают или отнимают угодья соседа. Этот, обобранный, притесняет другого соседа или вынужденно покидает родные места.
Могут ли эти люди желать друг другу добра? Чем больше бедноты, тем дешевле их труд. Чем больше обездоленных, тем больше свободных зимовий. Он ждет моего разорения, я жду, когда он обнищает. Постепенно наша скрытая неприязнь друг к другу перерастает в открытую, непримиримую вражду, мы злобствуем, судимся, делимся на партии, подкупаем влиятельных сторонников, чтобы иметь преимущество перед противниками, деремся за чины.
Потерпевший не будет трудиться - добиваясь достатка иным способом. Ни торговля, ни землепашество не интересуют его, он будет примыкать то к одной, то к другой партии, продавая себя, прозябая в нищете и бесчестии.
Воровство в степи не прекращается. Будь в народе единство, не стали бы люди мирволить вору, который, ловко пользуясь поддержкой той или иной группировки, только усиливает свой разбой.
Над честными сынами степи чинятся уголовные дела по ложным доносам, проводятся унизительные дознания, загодя находятся свидетели, готовые подтвердить то, чего не видели и не слышали. И все ради того, чтобы опорочить честного человека, не допустить его к выборам на высокие должности. Если гонимому ради своего спасения приходится обращаться за помощью к тем же негодяям, он поступается своей честью; если не идет к ним на поклон — значит, быть ему несправедливо судимому, терпеть лишения и невзгоды, не находя в жизни достойного места и дела.
Достигнув власти хитростью и обманом, волостные не замечают тихих и скромных, а стараются наладить отношения с людьми, подобными себе — увертливыми и ухватистыми, рассчитывая на их поддержку а пуще всего -опасаясь их вражды.
Сейчас в обиходе новая пословица: «Не суть дела, суть личности важна». Значит, добиться намеченного можно не правотою предпринятого дела, а ловкостью и хитроумием исполнителя его.
Волостные избираются сроком на три года. Первый год их правления проходит в выслушивании обид и упреков: "Не мы ли тебя выдвигали?" Второй год уходит на борьбу с будущими соперниками. И третий — в предвыборных хлопотах, чтобы снова быть избранным. Что остается?
Наблюдая, как народ чем дальше, тем больше погрязает в распрях, я пришел к выводу: в волостные нужно избирать людей, которые получили пусть небольшое, но русское образование. Если таковых нет, или есть, но их не хотят выдвигать, пусть волостные назначаются уездным начальством и военным губернатором. Это было бы полезно во многих отношениях. Во-первых, тщеславные казахи стали бы отдавать детей на обучение; во-вторых, волостные не зависели бы от прихоти местной знати, а подчинялись бы только высшему начальству. Дабы не плодить неизбежные доносы и кляузы и не давать им ходу, следовало бы оградить назначаемого от всяческих проверок и испытаний.
Мы имели возможность убедиться в бесполезности выборов биев-судей в каждой волости. Не всякому под силу вершить правосудие. Чтобы держать совет, как говорится, на «вершине Культобе», необходимо знать своды законов, доставшиеся нам от предков,- «Светлый путь» Касым-хана, «Ветхий путь» Есим-хана, «Семь канонов» Аз Тауке-хана. Но и они устарели со временем, требуют изменений и непогрешимых вершителей, коих в народе мало, а то и вовсе нет.
Люди, хорошо знающие казахов, говорили: «Если биев двое, то споров- четыре». Отсутствие верховного судьи и четное число биев только усложняют решение споров. Зачем наращивать количество биев? Не лучше ли выбрать из каждой волости по три образованных и толковых человека, не определяя срока их пребывания на посту, и смещать только тех, кто обнаружит себя в неблаговидных делах.
Пусть бы споры решались двумя судьями и посредником, выбранным истцами. И только не сыскав истины у этих людей, не придя к мировой, спорящие обращались бы к одному из трех постоянных судей. Тогда бы суды не затягивались.
Всего 40 "Слов
Всего 40 "Слов назидания"
"сарт-сурт" - неугомонный, тараторкин. "узун кулак" - дословно ДЛИННОЕ УХО, ныне, типа "беспроводный телефон" - информация из уст в уста. Русские приезжие, удивлялись - не видя длинные уши у казахо. При разговоре казахи употребляли это выражение - услышано от узун-кулак.
Ногайцев обзывали "нокай" - нуклюжий, не приспособленный.
АБАЙ (ИБРАҺИМ) КУНАНБАЕВ:
АБАЙ (ИБРАҺИМ) КУНАНБАЕВ: Восьмое слово .............Кто внемлет нынче гласу мудрецов, .............И рад учиться истинам святым? -
. . . Десятое слово
И кто из них подумал иногда,
Что груз своих ошибок и грехов,
Не ведая сомнений и стыда
На плечи сына возложить готов?
ТЕБЕ, АЛЛОЧКА, не кажется, что отвлеклись от АБАЯ???
Ах, Казахстан...
[8:04:41] Татьяна Шульженко:
Кто жил и вырос в Казахстане Тот не забудет никогда, Весной - распущенный подснежник И вкус речного родника. Идешь по полю – собираешь, И ищешь самый яркий цвет, И только с грустью понимаешь Тебя теперь там больше нет. Мы все разъехались куда-то В другие страны, города, Но очень часто вспоминаем В степях прожитые года!
[8:10:33] Алла:
И дачи, и Ишим...Тань, представляешь, мне снится один и тот же сон про дачи...я там среди домиков и так всё серо...ещё не разгадала его, но сердце так ноет, когда начинаю думать про это...Что я там оставила? Помню, что зарыла в землю своё откровение. Ведь стеснялась говорить о том, что чувствовала, да и некому было. Так вот, помню прочитала "Овод", наревелась и всё выложила на бумагу, а потом закопала...Может это, да?! Но что я тогда написала - не помню. Надо перечитать опять это произведение! Точно! Чтобы понять ту себя девочку - страдающую и чистую...
Ах, Казах...стан
Ирина Гусельникова:
Татьяна,ваши слова описывают очень точно состояние человека выросшего в Казахстане.Земля ,как и любой другой уголок нашей прекрасной планеты,по своему прекрасна,с особой чистой аурой и удивительными людьми.
Татьяна Шульженко ответ для Ирина Гусельникова:
Казахстанские степи,и горы.
Всё осталось давно позади.
Свежий воздух, пьянящей свободы
Сны из детства счастливые дни.
Может просто чужими мы стали
А ведь были когда-то близки,
И частицу души там оставив
Мы о ней вспоминая грустим,
И живя этой жизнью другою,
На чужой половине земли.
Плачут души,тоскливо на сердце,
Что мы здесь далеко не свои.
Пролетают года незаметно.
Время лечит от боли,и ран,
Но тебя никогда не забуду.
Мой любимый родной Казахстан!
Ирина Гусельникова:
Прекрасные стихи,сердце ваше говорит о любви к малой родине. И это не громкие слова,не пафос.Для любого самое прекрасное место на земле где он обрел понимание красоты.Удачи вам.И творческих успехов!!!
АЛЛА!
Спасибо за сокровище!
Валентине.
На славу Божию, Валентина!
Свыше это всё сегодня произошло. Мне понравились богословские тексты Иринея Лионского, и так угодно было Богу, чтобы я зашла на сайт, где увидела красную жирную черту со словами ЗОЛОТОЙ ФОНД и там "Абай. Слова назидания". Начала читать и всё сразу поняла, что это для всех нас. Если бы ты стояла рядом, то услышала как колотилось моё сердце! Потому что всё в стихах было про то, что происходит с нами. И я вернулась. Теперь я буду учиться любить врагов. Именно здесь. Ведь это уже верх совершенства любви. Любить врагов. И здесь тоже свои этапы в обучении. Вот так, Валюш!
АЛЛА
Ты своих "Врагов", т.е. оппонентов давно ЛЮБИШЬ, постоянно пытаешься достучаться до СЕРДЦА. Только вот в ответ получаешь личные терзания. Всё это из-за нехватки настроя на единую волну созидания. (Имею в виду каждого из нас во многих ситуациях). Сегодня подумалось: "Вот очень мы любим по праздникам петь вместе старинные песни. Во время исполнения происходит настрой на общую соединяющую силу любви. В этот момент не думаешь, а сопереживаешь вместе со всеми ту радость и грусть, и в сердце происходит ПРЕОБРАЖЕНИЕ, рождается СОЗВУЧИЕ." Есть, есть такие слова, которые помогают подниматься, не ломаться, идти дальше, несмотря на временные остановки. И сегодня ты их нам тоже подарила. ЭТО СОЗВУЧНО И ТЕБЕ! ТАК РАДУЕТ! СПАСИБО!
Валюш!
Страданиями душа совершенствуется, Валюш. А слова, о которых ты пишешь, так для меня вот они:
Не понятно))
Алла, дорогая, да кто ж у тебя во врагах то?
О, пусть тебе этого лучше и
О, пусть тебе этого лучше и не знать
ОМ! ОМ! ОМ!
Я не про имена. В том смысле, что, где ты их тут увидела? Нет никаких врагов, Аллуся, они у нас в голове, Себя надо принять и полюбить, тогда все выровняется... Учителя есть, друзья есть, единомышленники есть, просто чуткие люди есть, И есть те, кто еще не умеет Благодарить, но они учатся... У нас настоящая БогоДельня, сайт взращивания Богов))) WELCOME!!! Меня несёт)))
дадада...все меня любят, да
дадада...все меня любят, да только выражать это не умеют...
АЛЛА!
АЛЛА: "дадада...все меня любят, да только выражать это не умеют..."
Ты думаешь, что сама появилась на сайте, сама встретила АБАЯ, сама поместила ЕГО "СЛОВА" - когда сердце у тебя билось, что рядом было б слышно????
ПОЗАВЧЕРА СПЕЦИАЛЬНО искал, твои последние коммент - где значилось время, посчитал - 5 суток с часами. Я сказал тебе - возвращайся на страницы ****БОГО-ДЕЛЬНИ***.
Врагов любить не надо - ВРАГ ИЛЛЮЗИЯ. ТЫ ПОЛЮБИ СЕБЯ - КАК Я ТЕБЯ!!!! ИСТИНУ ГОВОРЮ!!!
Ты лжёшь, Муса!
Ты лжёшь, Муса! И ты не знаешь, чтО я дУмаю!
У тебя АЛЛОЧКА, "лжёшь"
У тебя АЛЛОЧКА, "лжёшь" вместо "милый"!
Однако, ты не можешь солгать, ибо, прикрываешься ЦИТАТАМИ. У цитат есть АВТОРЫ - АЙВАХАНОВ, ВЕДЬМЕДЕНКО. КИМ - если что, свалить на них. Они пишут каждый - СВОЁ!
Я не желаю иметь никаких поклонников или поклонниц - цитирующих меня. Если пользуюсь "чужими" - только мыслями, чтоб соткать полотно из общего.
АЛЛА: "И ты не знаешь, чтО я дУмаю!"
ДА! Невозможно знать, что - у кого на уме! Каждый УМ ГОРАЗД по-своему!!! Ум неповторим в каждом!!!
А вот читать мысли --- ЗАПРОСТО!!! ПОТОМУ ЧТО ДУША ЕДИНА в ДУХЕ.
ООО)))
Аллочка, они просто об этом забыли! Помоги им об этом вспомнить! Мы же ДОГОВОРИЛИСЬ!!!
Я не верю этой теории, что мы
Я не верю этой теории, что мы договорились.
А вот как всё на самом деле:
Души помнят о содеянном ими в теле и бессмертны.
1. Что души не только продолжают существовать, не переходя из тела в тело, но и сохраняют тот же характер тела, какой они имели в соединении с ним, и помнят дела, которые делали здесь и которые теперь уже перестали делать, — это весьма полно Господь изъяснил в рассказе о богатом и Лазаре, покоившемся в недре Авраама. Здесь он говорит, что богатый знал Лазаря после смерти, а также Авраама, и каждый из них находится в своем месте, и богатый просит, чтобы к нему послан был наконец Лазарь, которому он не давал даже крупиц от своего стола. (Он говорит) также об ответе Авраама; который знал не только свое собственное состояние, но и состояние богатого, и повелел тем, которые не желают попасть в место мучения, слушать Моисея и пророков и принять проповедь Того, Кто имел воскреснуть из мертвых. Чрез это весьма ясно показано, что души продолжают существовать и не переходят из тела в тело, что они сохраняют образ человека, так что могут быть узнаваемы, и помнят о том, что здесь (в этом мире), что Авраам имел дар пророческий, и что каждый класс душ получает достойное жилище еще прежде суда.
2. Если же здесь скажут, что души, не много прежде начавшие существовать, не могут пребывать долгое время, но или должны быть нерожденными, чтобы быть бессмертными, или если получили начало рождения, должны вместе с телом умирать, то пусть знают, что только один Бог, Господь всего, не имеет ни начала, ни конца, истинно и всегда тот же и неизменяемый. Но все, от Него происшедшие (существа), которые были сотворены и творятся, получают начало своего рождение и по этому самому ниже Творца своего, поколику не безначальны, но пребывают и продолжают свое существование в течение длинного ряда веков по воле Творца Бога, так что Он дарует им и то, чтобы они произошли вначале, и то, чтобы существовали после.
3. Ибо, как небо выше нас, твердь, солнце, луна и прочие звезды и все украшение их, хотя они прежде не существовали, получили свое бытие и долгое время пребывают по воле Божией, так и думающий то же и о душах, и о духах, и о всех сотворенных существах нисколько не погрешит, потому что все сотворенное имеет начало своего происхождения, но продолжает свое существование доколе Богу угодно, чтобы это было и продолжалось. В пользу сих мыслей свидетельствует пророческий дух говоря: «ибо Он сказал и стало, Он повелел и создалось, Он утвердил это в век и в век века»! (Пс. 148:5—6) И еще о спасении человека он так говорит: «он просил у Тебя жизни и Ты ему дал долгие дни в век века» (Пс. 20:2), показывая, что Отец всего дает и то, чтобы спасаемые пребывали в век века. Ибо жизнь не от нас и не от нашей природы, но даруется по благодати Божией. И, посему, кто сохранит, дарование жизни и благодарит Давшего, получит и долгие дни в век века. А кто отвергает ее и явится неблагодарным к Творцу за то, что он сотворен, и не познает Дарователя, тот сам лишает себя пребывание в век века. Господь объявил неблагодарным к Нему: «если вы не были верны в малом, кто даст вам великое?» — показывая, что явившиеся в этой временной жизни неблагодарными к Даровавшему ее справедливо не получат от Него долготы дней в век века.
4. Но как душевное тело не есть сама душа, но бывает причастно душе, пока это угодно Богу, так и самая душа не есть жизнь, но участвует в жизни, дарованной ей Богом. Поэтому, и пророческое слово о первозданном говорит: «он стал душою живою» (Быт. 2:7), научая нас, что душа, чрез причастие жизни, стала живою, так что особо разумеется душа и особо жизнь, которую она имеет. Когда таким образом, Бог дарует жизнь и ее непрерывное продолжение, то возможно, что и души, прежде не существовавшие, будут продолжать свое бытие, когда Бог захочет, чтобы они существовали и продолжались. Ибо во всем должна господствовать и управлять воля Божия, а все прочее должно уступать Ему, подчиняться и быть в служении Ему. Доселе довольно сказано о происхождении и пребывании душ.
http://mystudies.narod.ru/libr...
Ириней Лионский
Против ересей
(Обличение и опровержение лжеименного знания)
книга вторая Глава XXXIV.
Души помнят о содеянном ими в теле и бессмертны.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Притча_о_богаче_и_Лазаре
19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Евангелие от Луки, глава 16 http://www.bible.by/new-testam...
Люди истинно воскреснут; мир не уничтожится, но...
Люди истинно воскреснут; мир не уничтожится, но будут различные обители для святых по достоинству каждого; все покорится Богу Отцу и Он будет все во всем.
1. Поелику люди суть истинные (люди), то необходимо должно быть истинным и местопребывание их и не обращаться в ничтожество, но преуспевать в своем бытии. Ибо ни субстанция, ни сущность творения не уничтожается, — ибо истинен и верен Устроивший его, — но «проходит образ мира сего», т. е. то, в чем совершено преступление, потому что человек обветшал в этом. И поэтому образ сей создан временным, по Божию предведению всего, как я показал это в предшествующей книге, а также показал, по возможности, и причину сотворения временных вещей мира. Когда же пройдет этот образ и человек возобновится и окрепнет для нетления так, чтобы он не мог уже обветшать, то будет небо новое и земля новая, в которых будет пребывать новый человек, всегда о новом собеседующий с Богом. А что это продолжится всегда без конца, Исаия так говорит: «ибо как новое небо и новая земля, которые Я творю, пребывают предо Мною, так станет семя ваше и имя ваше» (Ис. 66.22). И, как говорят пресвитеры, тогда удостоенные небесного пребывания перейдут туда, т. е. на небеса, другие будут наслаждаться утехами рая, иные будут владеть красотою города, но везде будет видим Бог, как будут достойны видящие Его.
2. Кроме того (они говорят), есть различие между обитанием тех, которые принесли плод во сто крат, и тех, которые в шестьдесят, и тех, которые в тридцать крат; одни из них будут взяты на небо, другие будут жить в раю, третьи — обитать в городе; и поэтому Господь сказал, что у Отца много обителей (Ин. 14.2). Ибо все принадлежит Богу, который всем дает приличное обитание; как и Его Слово говорит, что все разделено Отцом сообразно с тем, как кто есть или будет достоин. И это есть стол, за которым возлягут обедать приглашенные на брачный пир. Таково, по словам пресвитеров, учеников апостольских, распределение и распорядок спасаемых, и чрез такую постепенность они совершенствуются, — чрез Духа они восходят к Сыну, а чрез Сына к Отцу, потому что Сын потом передаст Свое дело Отцу, как и Апостолам сказано: «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится смерть». Ибо во времена царства праведный человек, находясь на земле, уже забудет умирать: «Когда же сказано, что все покорено, то ясно, что кроме Того, который покорил (Ему) все. Когда же все покорится Ему, тогда и Сам Сын покорится. Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15).
3. Итак, Иоанн ясно предвидел первое воскресение праведных и наследие их в царстве земном; согласно с ним и пророки предсказывали о нем. О том же учил и Господь, обещая иметь с своими учениками новое растворение чаши в царстве (Мф. 26.29). И Апостол исповедал, что тварь освободится от рабства тления в свободу сынов Божиих (Рим. 8.21). И во всем этом и чрез все открывается тот же Бог Отец, создавший человека и обещавший отцам наследие земное, изводящий ее (из рабства) в воскресение праведных, и исполняющий обетования в царстве Своего Сына, и затем отечески дарующий то, чего глаз не видал, ни ухо не слышало, и что не всходило на сердце людей. Ибо один Сын, совершивший волю Отца, и один человеческий род, в котором совершаются таинства Божии, «которые желают видеть ангелы» (1 Пет. 1.12), и не могут постигнуть премудрости Божией, посредством которой усовершается создание Его, ставшее сообразным и сотелесным с Сыном, так что порождение Его перворожденное Слово нисходить в тварь, т. е. создание (телесное) и объемлемся им, и с другой стороны тварь принимает Слово и восходит к Нему, восходя выше ангелов, и делается по образу и подобию Божию.
ПРАВ - АВРААМ, ой как
ПРАВ - АВРААМ, ой как ПРАВ!!!
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Толку оттого, что вернулся ОТТУДА, хожу среди людей вИдевшим и вИдящим -- ВОТ ТЫ, АЛЛА, ВЕРИШЬ МОИМ ЭТИМ СЛОВАМ, исходящим не из уст - а из самого СЕРДЦА МОЕГО!
хахаха...верить тебе - это
хахаха...верить тебе - это себя не уважать, Муса!
Аллочка, ООО, Вселенная
Аллочка, ООО, Вселенная мгновенно спешит на помощь, тут же материал прилетел, вот кусочек:
"Когда возникают проблемы, когда вы не в ладах с вашими близкими, вашими коллегами или начальниками, когда жизнь кажется не идет туда, куда вам бы хотелось, когда пространство вокруг не сверкает, когда вам кажется что любимые люди отворачиваются от вас., помните что всегда есть что-то еще, что вы можете сделать. Всегда есть еще одно действие, которое никогда не пропадает даром. Всегда есть последний шанс для вашей жизни, и этот шанс безошибочен. Это, принять самого себя. В самый последний момент перед тем, как обидеться окончательно, как порвать отношения окончательно, как окончательно обозлиться, и решить, что все не так, остановитесь и примите себя таким, какой вы есть. Ваша жизнь нуждается в этом."
Это тоже устарело. Не
Это тоже устарело. Не вдохновляет:
???
Иисус сказал: Познай Себя - познаешь Бога! Разве нет?
Лада, я хочу видеть Христа в
Лада, я хочу видеть Христа в тебе, понимаешь?
Для того, чтобы увидеть в ком
Для того, чтобы увидеть в ком -то Христа, нужно сначала прийти к нему в своем Сердце. Прийти не в своем воображении, не как оратор, проповедующий чьи-то мысли, а в реальности, ккк человек, который каждое мгновение живет по его заветам и никак иначе. Как только вы увидите Христа в людях, значит вы и в себе пришли к нему. Другого пути нет. И только тогда вы увидите любовь к вам в людях, когда сами научитесь их любить. Другого пути тоже нет. Почитайте библию повнимательнее Сердцем, тогда и врагов у вас не будет. Да и Имя Его узнаете сами и не будете требовать этого от других.
Эта категоричность в вас говорит только о том, что вы Его еще не узнали.
Аянэта, покажите пример!
Аянэта, покажите пример! Вашего толкования Библии. Вашего толкования любимых слов Христа. Жду с нетерпением.
Вот в этом и заблуждения
Вот в этом и заблуждения ваши, что вы от всех ждете толкований, подтвержений, зачем? Вам это никак не поможет найти в себе Христа. Вы его ищете в других, причем с непоколебимой уверенностью, что вы и только вы во всем правы. А каждый находит его в том месте, где Он его ждет. И это место не одно для всех. Оно не в церкви, не в откровениях, оно в Сердце каждого. И каждый по описаниям, расталкованным только им самим, придет туда.
И никто вам, Алла, не обязан ни доказывать, ни толковать, не выражать любовь, как вам хочется. НИКТО!!!
Вам высказывают свое мнение, а ваше дело, принимать или нет.
Другое дело, вы можете написать, что вам это мое мнение не нужно, что вы сами и уже... Вот и все. Принимает чужое мнение только ОТКРЫТОЕ СЕРДЦЕ, поэтому к чему лишние разговоры.
Это заблуждения ваши, что я
Это заблуждения ваши, что я жду толкования! Я ими ВОСХИЩАЮСЬ! Это как наслаждение пищей, общением, силой своей! Благодаря Ему, Возлюбленному моему Христу!
НАМАСТЭ
Аллочка, что значит Христос во мне?
что значит Христос во мне?
1 Возлюбленные, не каждому духу верьте, но проверяйте, от Бога ли эти духи, потому что в мире сейчас много ложных пророков.
2 Вы можете распознавать Дух Божий так: Дух, признающий, что Иисус Христос пришел в человеческом теле, - это Дух от Бога.
3 Но дух, не признающий Иисуса, - не от Бога. Это дух Aнтихриста, о котором вы слышали, что он придет, и он уже есть в мире.
Раз мы с вами всё больше говорим о духовном, поэтому я и спрашиваю как зовут вашего Бога.
Это значит ты станешь
Это значит ты станешь истинной христианкой. Кто твой Бог, Лада? Как Его имя? И кто Он для тебя?
я тоже соскучилась без тебя
я тоже соскучилась без тебя
Алла, а что значит быть ИСТИННОЙ христианкой... в Христианстве столько направлений... у этого дерева два ответвления левое и правое и у каждого ответвления столько много веточек! ты про ствол ХРИСТИАНСТВА или про веточки говоришь?
Марина, добрый вечер! Я
Марина, добрый вечер! Я всегда была рядом. Ты что не чувствовала? Это так поучительно сидеть, читать вас и видеть всю картину происходящего, но не принимать в ней фактического участия.
Марина, мне не важно, как в христианстве. Мне важно быть послушной. Мне нравится это состояние сознания. Очень. И я хочу выполнить всё, о чём говорил Иисус. То есть полюбить Его всем сердцем, быть верной Ему, и встретить Его лицом к лицу в вечности.
Ибо наше лице узрит лице Господне и будет радоваться радостью неизреченною, т. е. когда увидит свою радость.
НАМАСТЭ
Не увидишь, АЛЛА! Пока не забудешь слово "хочу" и не станешь глаголить "намерена", не увидишь. Без обид!
у нас новая религия, Лада?
Это догматы религии НАМАСТЕ?
Абай. Слова назидания
Кунанбаев Абай
Седьмое слово
Во всем послушен зову естества,
От голода младенец ищет мать.
С природой связан узами родства,
Он Божий мир стремится познавать.
Вот два стремленья: тела и души -
В нас вложены с рождения Творцом.
Нам счастие себе не заслужить,
Коль мы одним из них пренебрежем.
Ребенок тянет ручки ко всему,
Внимает пенью, музыке, стихам.
И пищу любопытству своему
Со временем уже находит сам.
Но почему так быстро повзрослев,
К природе мы теряем интерес?
Погаснет взор, в тоске отяжелев,
Померкнет мир открытий и чудес.
Мы приземлили души, мы сочли
За жизнь - аульных распрей череду.
Мы книгу мирозданья не прочли,
А погрузились в мелкую вражду.
На все готов бессмысленный ответ:
«Пусть каждый лишь своим умом живет»!
И мудрого доверчивый совет
Напыщенный невежда отметет.
Не видят люди в знаниях добра
Не смотрят дальше носа своего.
И детских дней далекая пора
Мне кажется прекраснее всего.
Восьмое слово
Кто внемлет нынче гласу мудрецов,
И рад учиться истинам святым? -
Начальник глух. Надменное лицо
Он обращает равнодушно к ним.
Ведь власти добивается лишь тот,
Кто любит сам с восторгом поучать
И бий проходит, выпятив живот,
Всегда готовый, как пророк, вещать.
Быть может, ищет знаний богатей,
Желая их ко злату приложить? -
Но деньги для него всего нужней,
Он даже Бога хочет подкупить.
Святую веру, родину, народ,
Отвагу и решительность в глазах
Все заменяет богатею скот:
Он день и ночь печется о стадах.
Злодей и вор, как камень, будет глух
Меж ним и словом истины – стена.
Он словно потерял однажды слух
И совесть в нем, как будто, сожжена.
Мудрец для сильных мира, как чужой,
Он досаждает биям и князьям.
И лишь бедняк останется со мной
Внимать правдивым и святым словам.
Но как ему я стану досаждать
Рассказами о славе прошлых дней
И тяжесть поучений возлагать
На плечи, что поникли от скорбей?
Девятое слово
По своему рождению казах,
Я ныне странно к братьям отношусь:
К ним больше нет любви в моих очах,
Но в неприязни к ним не признаюсь.
Как не любить народа своего?
Я восхищаться б им не уставал
Коль, сердцем зная все черты его,
Нашел средь них достойные похвал.
А, если б презирал я свой народ,
Я не общался б с ними никогда
И не открыл бы пред глупцами рот,
Молчанием спасаясь от стыда.
Но, братья, - я не мог оставить вас!
И, не питая призрачных надежд,
Я с вами встречу свой последний час,
Непонятый в собрании невежд.
В досаде стал я хмур и нелюдим,
Здоровый телом – духом омертвел.
Пока еще кажусь жильцом земным,
Но мрак могильный сердцем овладел.
Сержусь – но гнева мне недостает
Смеюсь – но сердце мертвое молчит.
И речь моя, едва открою рот,
Как бы чужая, тихо прозвучит.
Чего я жду на стороне родной?
Ее покинуть старцу силы нет.
Но может, чудо сотворят со мной
Мои казахи из грядущих лет?
Десятое слово
С надеждой робкой счет ведя годам,
Семья казаха молится и ждет
Когда же Бог опору старикам -
Им сына и наследника пошлет?
И лишь отца придется схоронить
И мать окончит тягостные дни
За них молитвы будет возносить
Наследник их достатка и любви.
Но кто в семье поручится всерьез
Что Бог им сына доброго подаст?
Они прольют, быть может, море слез
И проклянут его рожденья час.
И кто из них подумал иногда,
Что груз своих ошибок и грехов,
Не ведая сомнений и стыда
На плечи сына возложить готов?
Зачем тебе молитвы сыновей?
Твое добро века переживет
А коль твоя душа угля черней
И сын тебя добром не помянет.
Лелея детство сына своего
Какой ты подаешь ему пример?
Усердно учишь грамоте его
И злобою питаешь, лицемер!
Неправедно богатством завладев
Ты не найдешь покоя для себя
Наследник твой, в науках преуспев,
С позором отречется от тебя.
Кунанбаев Абай
Портал «Богослов.Ru» продолжает публикацию первого в своем роде стихотворного переложения «Слов назидания» Абая Кунанбаева. Автор переложения архимандрит Геннадий (Гоголев).
АБАЙ (ИБРАҺИМ) КУНАНБАЕВ:
Благодарю Вас, Абай! Это так
Благодарю Вас, Абай! Это так своевременно и верно!
АЛЛА!
КОГО ТОЛЬКО НЕ ЧИТАЕШЬ???
Добралась до моего АБАЯ. МАРИНА из меня выдавливает всю оставшуюся слезу, разместив песню (ВСЕЛЕННАЯ)
Теперь ты со "СЛОВАМИ НАЗИДАНИЯ" - последние мои соки хочешь выдавить.
АБАЙ - НЕ ПОЭТ, НЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬ, НЕ КОМПОЗИТОР - ОН ПРОРОК, только не признанный его современниками.
на Востоке говорят: "Если ты
на Востоке говорят: "Если ты хочешь победить врага, полюби его, если ты хочешь преуспеть в жизни –люби ее, что бы ни случилось"
НАМАСТЭ
МУСА, а ты соков - то не жалей, не жалей!)))))))))))))))))))))) СВЕТИ ЯРЧЕ, НА ВСЕХ ХВАТИТ)))))))
Аллочка, Благодарю! Где пропадала? Я тут за двоих вахту несла)))))))))))))))))))))))
Да, со стороны наблюдала за
Да, со стороны наблюдала за вами, Лада. За всеми. Ты правильно делаешь, накопилось - надо высказать!