О духовной успешности
Олег Ведмеденко:
Приглашаю друзей посмотреть новую проповедь "О духовной успешности": Последняя лекция
Константин Здоров :
Добрый день,брат Олег. Послушал вашу проповедь: "О духовной успешности". У меня вопрос: вы из православной церкви? Если да, то мне очень радостно и приятно, что на Украине появляются ПЦ где внятным языком проповедуется Слово Божье. Хочу пожелать вам Божьих благословений и благодати в вашем труде.
На повестке дня.
В.М. Лосский. Проповедуя не бойтесь.
Как приятно иметь такого брата! С утра уже и пища, и учение.
"мы станем супругами божественной сути"
"В силу чего, как прежде Он стал соучастником нашим, так и мы теперь можем стать Его соучастниками. Он оделся в плоть, а мы облеклись Его духом. Великое обещание Ветхого Завета, что Он примет нашу человеческую природу, совершено; и великие и прекрасные обещания Нового, что "мы станем супругами божественной сути", "примем его божественную природу" также совершены"
(Ланселот Эндрюс "Девяносто шесть проповедей" , стр. 109).
А вот ещё!
Теозис
В Христианской теологии, особенно в Восточной православной теологии, теозис (theosis, также theiosis, theopoiesis, theōsis, греческ. Θέωσις, что значит обожествление, обожение) - это процесс трансформации верующего, практикующего духовное учение Иисуса Христа и его Благой Вести. В узком смысле, теозисом является достижение богоподобия или единения с Богом, финальной стадией процесса трансформации и целью духовной жизни. Теозис это третья из трех стадий; первой является духовное очищение (катарсис), второй - иллюминация, озарение (теория). Через очищение человек приходит к озарению (знанию Бога), и затем к святости. Святость - это соучастие человека в жизни Бога. В соответствии с этой доктриной, святая жизнь в Боге, данная Иисусом Христом верующему посредством Святого Духа, выражается через три стадии теозиса, и начинается в борьбе за эту жизнь, которая увеличивает переживание познания Бога, и позже завершается воскресением верующего, когда силы греха и смерти, полностью преодоленные искуплением Иисуса, потеряют власть над верующим навеки. Эта концепция искупления признается исторической и основной как для западного, так и для восточного Христианства.
Восточно-христианская теология
Святой Афанасий Великий писал, что "Бог стал человеком, и потому человек должен стать богом". [этот "второй" бог всегда пишется со строчной буквы] (On the Incarnation 54:3, PG 25:192B). Это утверждение является удачным описанием его вероучения. Могло бы показаться абсурдным, что падший, греховный человек может стать настолько же святым, насколько и Бог, но это стало возможным благодаря Иисусу Христу, который был воплощением Бога. Естественно, ключевое христианское утверждение о том, что Бог один, накладывает абсолютное ограничение на смысл теозиса: никто из сотворенных существ не может стать Богом онтологически, или частью его (или одной из трех форм существования Бога, называемых ипостасями). В особенности, созданные человеческие существа не могут стать Богом в трансцендентном смысле, над-сущим. Это будет генозисом (греч. ἕνωσις "единение") или растворением в Боге в терминах греческой языческой философии. Тем не менее, человеческие существа и реальность как таковая сформированы из имманентной энергии Бога. Так как энергия является действительностью (аристотелевское ἐνέρϒεια, лат. actus) Бога, его неотъемлемым качеством и следствием его существования, она также есть и деятельность Бога. Таким образом отрицается пантеизм, но частично принимается неоплатонизм.
Согласно озарению (умозрению), созерцанию триединого Бога, люди должны узнать и испытать, что значит быть полностью человеком, созданым по образу Божию; через причастие Господь разделяет Себя с человечеством, чтобы люди стали подобны ему в знании, добродетели и святости. Так как Бог стал человеком во всем, кроме греха, он так же сделает людей богами (т.е, святыми, праведными) во всем, кроме своей извечной божественной сущности. Святой Ириней объясняет это учение в своем труде "Против Ересей", в предисловии к пятой книге: "Слово Божие, Господь наш Иисус Христос, который благодаря своей трансцендентной любви стал таким же, как мы, может привести нас к тому, что и мы станем такими же, как и Он Сам". Преподобный Максим Исповедник писал: "Несомненное условие, благодаря которому мы можем смотреть вперед с надеждой на обожествление человеческой природы, обеспечено воплощением Бога, что сделало человека богом в той же мере, в какой Бог стал человеком... Дал возможность нам стать образом Единого Бога, не оставляя ничего земного в нас самих, так что мы можем стать супругами Бога и сами стать богами, и получить от Единого божественный опыт. Он, кто стал безгрешным человеком (cf. Евр. 4:15), обожествит человеческую природу, не делая ее божественной, возвышая ее ради Себя в той же мере, в которой он унизился ради человека. Об этом скрыто учит Святой Павел, когда говорит "дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе" (Ефесянам 2:7)". (Филокалия, часть II, стр. 178)".
Для многих духовников, теозис - это больше, чем просто возвращение человека в состояние до грехопадения, так как Христос соединил человеческую и божественную природу в Иисусе, и теперь стало возможным стать ближе к Богу, и быть более богоподобными, чем Адам и Ева в саду Эдемском. Более того, некоторые православные богословы считают, что Иисус по этой причине воплотился бы, даже если бы Адам и Ева не согрешили.
Всему человечеству в полной мере возвращены все человеческие возможности, потому что Сын Божий принял на себя человеческую природу, был рожден женщиной, и также принял на себя все страдания, надлежащие принять грешнику, хотя сам не был грешным, а был неизменным Богом в существе из плоти и крови. В Иисусе Христе две сущности, человеческая и Божественная, не разделены, а едины, и таким образом во Христе достигается единение всего человечества в принципе и Бога (см. молитву Иисуса в главе 17 от Иоана). Это единение фактически достигается благодаря подвигу для достижения христоподобного образа. Без подвига, без практики, - нет веры: вера приводит к делам, без которых она мертва. Нужно объединить волю, мысли и действия, и привести их в соответствие с волей, мыслями и деяниями Бога, и превратить свою жизнь в отражение Бога, абсолютное Его подобие. Более того, с тех пор, как человечество и Бог не только подобны, но и достигли истинного единения во Христе, жизнь христианина это не всего лишь подобие Божественной жизни, а единение с ней, и поэтому тот, кто ищет спасения души, стремясь в раскаянии к тому, чтобы воля и деяния его были богоугодны, соединяется с Богом. Святой Григорий Палама утверждал возможность единения человеческой природы с энергией Бога, и в то же время утверждал невозможность познания и единения с сутью Бога из-за трансцендентности и абсолютной Его инаковости. Но через веру мы можем достичь фронемы (православного склада ума) - веры в понимании Церкви. Общеизвестна аналогия о метале, брошенном в огонь , приводимая греческими духовниками для объяснения теозиса: метал приобретает все качества огня - свет, жар, но его суть неизменно остается сутью метала. Пользуясь аналогией святого Павла, каждый человек, в котором прибывает Христос, содержит в себе славу Христову. Как объясняет Иоан Златоуст, где есть голова, там есть и тело; но это никоим образм не значит, что тело и голова разделены, напротив, если бы они были бы разделены, то не было бы ни головы, ни тела.
Осмотр теозиса включает много элементов практики. Достаточной практикой считается регулярное посещение церкви, участие в таинствах, особенно в таинстве евхаристии. Также важным является взращивание молитвы в сердце, и молитвы, которая никогда не прекращается, как говорит Павел в первом и втором посланиях к Фессалоникийцам. Эта беспрестанная молитва, молитва сердца, является преобладающей темой в писаниях духовников, особенно тех, что собраны в Добротолюбии. В процессе обожения человек соединяет свою волю с Создателем, Духом Святым, путем практики и молитвы, чтобы обрести преобразующую божественную благодать. Синергия, или сотрудничество между Богом и человеком не ведет к поглощению человечества Богом, как в некоторых ранних языческих учениях об обожении (например, учение о единении - ἕνωσις). Скорее, это выражается в достижении гармонии, дополнении природы человека Божественной природой.
Хочу ещё послушать! Олег, вы
Хочу ещё послушать!
Олег, вы великолепны! Так задушевно о духовном! С таким артистизмом! Вдохнули в меня счастье и благодать! Благодарю вас и благословляю ваш труд на славу Божию!
Олег, теозис - вознесение.
Олег, теозис - вознесение. Это очень своевременное слово. На четвёртой минуте вы говорите об этом очень ёмко. Я решила исследовать значение с помощью поисковика Гугл. И мне очень понравились результаты:
Теозис, или обожение, освящение благодатью человека, который таким образом также участвует в спасении. Теозис — это уподобление Богу, единение с Ним посредством благодати. (Присутствие (Реки движутся вспять))
Присутствие (Реки движутся вспять)
1.
Реки движутся вспять
Три часа до прорыва из Нижних миров
Дан приказ отступать.
В штабе жгут документы несбывшихся снов
Твердь земная дрожит под ногой
Древо мира кренится, как башенный кран
Звезды гаснут одна за другой -
Это орды Магогов идут на таран.
Кемет снова во мгле
На Синайских высотах бушует гроза
Он уже на Земле!
О , мой Бог, Он уже открывает глаза!
Вместо неба - броня,
Двери Рая закрыты на ржавый засов
Все ушли без меня,
Я зову, но не слышу родных голосов
Вижу, словно в бреду,
Как над миром восходит Последний Рассвет
Сердце, мертвою птицей во льду,
Все твердит о грядущем,
Которого нет.
2.
Придите, слабые народы!
Всепоклонитеся Царю!
Я щедрой дланью вам дарю
Рога бессмысленной свободы
Во Мне проявлен высший гнозис -
он в разрушении миров
Мое касание - теозис.
Низвержен в прах Илдабаоф!
3.
Над водной толщею бездонной
Над морем, что навек сошлось
Закатным солнцем озаренный
Летит последний альбатрос
В нем нет смятенья смертной дрожи,
В нем нет пустого мятежа -
Он просто делает, что должен
Пока живет его душа
В луче закатном оперенье
Горит, как огненный кристалл,
Скользит по волнам тень креста,
Но лишь наступит миг паденья -
Земля, как перед Днем Творенья
Безвидна станет
И пуста.
4.
Прошуршал по людям шорох -
"Снег пошел..."
Попримолкли, задышали:
- Хорошо...
Тихо-тихо подплывали
К синему окну,
Нежно-нежно осязали
Тишину.
И с такой тоской глядели
Через стекла - вдаль...
Жизнь - от тьмы до тьмы качели.
Жаль.
Жаль...
© С. Калугин