Птица не оставляет следа
Не оставляя ни следа
Остатков нету никаких,
И никаких воспоминании.
Пустое, ясное сознанье
Естественным путем себя не утомляет.
После того, как птица перелетела с одного дерева на другое, какой след остается от нее в воздухе? Опять-таки, когда вы стоите перед зеркалом, вы видите в нем свое отражение. Но когда вы уходите, что остается в зеркале? Ваше сознание должно быть именно таким; ни одно происшедшее событие не должно оставлять следа в вашем сознании. Мы не можем отрицать, что птица действительно пролетела определенное расстояние, или что вы отразились в зеркале. Но именно потому, что птица не оставила за собой следа, другие птицы могут летать в том же месте, и именно потому, что зеркало не хранит на себе ваш образ, другие люди могут видеть себя в нем. Если бы в небе оставались следы, казалось бы оно нам таким обширным, как сейчас? Если бы зеркало сохраняло на себе образы, могло бы оно по-прежнему отражать?
Сходным образом, накопление знания и опыта только создает дополнительные препятствия. Например, все, что вы узнали раньше от других учителей, подобно следу птицы или образу, запечатлевшемуся в зеркале. Если эти веши остаются в вашем сознании во время затворничества, вы не сможете воспринять мое учение, поскольку образы належатся друг на друга. В первый вечер я говорил вам, чтобы вы забыли все, что происходило в прошлом; не пытайтесь сравнивать то, что происходит на этом затворничестве, со своими прежними переживаниями.
То, что вы ничего не помните, не означает, что вы подобны камню или куску дерева. Ваше сознание по-прежнему ясно воспринимает некоторые вещи, но не пытается использовать эти воспоминания в качестве критериев для сравнения и оценки. Птица перелетела с дерева на дерево, и в зеркале появилось отражение людей, но они не имеют никакого отношения к вам. Явления могут меняться, но ваше сознание не движется под их воздействием.
Сегодня кому-то показалось, что в зале Чань слишком жарко, и он стал снимать с себя один слой одежды за другим; но когда он оглянулся по сторонам, ему показалось, что никто больше не обратил внимания на жару. В конце концов он не мог больше вынести это и пришел ко мне, чтобы поговорить. Я сказал, что ему так жарко оттого, что он считает, что в зале жарко. Если бы его сознание было направлено на практику, он бы не осознавал жары. Он последовал моему совету, и это помогло ему. Именно сознание порождает эти помрачения. Окружающая среда тоже может вносить свой вклад, но если ей не поможет сознание, вы не ощутите никаких проблем.
Нет места мыслям,
Рассудком, чувством тяжело его постичь.
Невозможно объяснить состояние, при котором всезнании ничего не остается. В последние несколько вечеров я говорил об отсутствии сознания. Некоторые люди спрашивали меня: «Каково это отсутствие сознания, о котором Вы говорите?» Я отвечал: «Отсутствие сознания — это просто отсутствие сознания. Если бы я рассказал вам, вы бы все равно не узнали этого. Вы не можете использовать свой рассудок или знания, чтобы представить себе его. Вы можете познакомиться с ним только на собственном опыте».
Когда я был подростком, кто-то сказал мне, что у него шумит в ушах. Я попросил его описать это, и он сказал, что это похоже на жужжание пчел. Я все же не понял, на что это похоже. Позже, когда мне было сорок лет, я сам столкнулся с этим. Если сложно представить себе физиологические ощущения, еще сложнее представить себе переживания Чань, которые находятся за пределами обычного опыта.
Обитель Дхармы таковости сущей —
Здесь нету «я» и нет другого.
Истинная таковость соответствует вещам, каковы они действительно есть, без вечного существования. Некоторые думают, что истинная таковость — нечто вечное, за что можно держаться, но на самом деле такой вещи нет. Нет и никакой Области Дхармы. Истинная таковость — это ни «я», ни другой. Многие последователи стремятся обнаружить свою собственную природу, которую они отождествляют с природой Будды, или истинной таковостью. Но это предполагает определенное существование. Истинная таковость — это ни вы сами, ни кто-нибудь другой.
Кто-то сказал мне: «Я знаю, что "я", известное мне, иллюзорно. Я хочу найти настоящее "я". Я ответил: «То "я", которым Вы обладаете сейчас, иллюзорно. Но иллюзорно даже истинное "я". Если Вы не найдете его. Вы не поймете, что это иллюзия».
Согласным нужно с нею быть; Недвойственность — одна опора. В недвойственности все едино; Ничто в ее состав не входит.
Для того чтобы быть в согласии с истинной таковостью, две веши не могут быть различными; они «недвойственны» в том смысле, что их не больше чем одна. Однако было бы противоречием говорить о чем бы то ни было без учета других вещей. Поэтому мы не можем говорить об одном или двух. Мы можем сказать только «не-два». В истинной таковости должно быть согласие. В противном случае, она была бы бесчувственной. Будда находится в согласии с живыми существами, а живые существа находятся в согласии между собой. Согласие — это сообщение, или связь, между двумя вещами, так что они образуют единство. В качестве примера можно привести женатую пару. Двое сходятся друг с другом, не теряя своей индивидуальности.
В «не-два» входит все. На самом деле, «не-два» соответствует отсутствию сознания, сознанию бодхи. Если вы скажете, что здесь что-то есть, вы ошибетесь. Если вы скажете, что здесь ничего нет, вы тоже ошибетесь. Следовательно, существование и несуществование представляют собой «не-два». Если это так. в их состав включается все. В «Сутре помоста» сказано, что помрачение — тоже, что бодхи. Те, кто не практикует Чань, не осознают своих самых глубоких помрачений. Когда вы постигаете степень своих помрачений и думаете, что вы нисколько не продвигаетесь вперед, вы действительно занимаетесь практикой. Только когда вы осознаете свои проблемы, у вас есть шанс их решить.
В отражении зеркал
В отражении зеркал
Ты говоришь мне, что устал
Жить в отражении зеркал,
А что могу я предложить –
Не разорвать в сознаньи нить,
От отраженья не уйти:
Из них все созданы пути,
Чтоб познавали мы себя,
И ненавидя, и любя,
И каждый день в борьбе с собой
Сроднились с собственной судьбой,
И не порвали Божью нить –
Желанье верить и любить…
В.Стр@нник 11-05-11
http://vadimstrannik.ucoz.ru/
У Моря (о талантах)
Море, как всегда, было приветливо, безмятежно. Я слышал его шёпот и, мне казалось, понимал, что оно говорит.
— Спрашивай.
Я опять услышал голос старика за спиной.
— Почему одним дано больше, а другим меньше?
— Это не так. Каждому дано ровно столько, сколько он может пронести качественно в этой жизни, приумножив потенциал заложенного.
— Но справедливо ли это?
— Кому дано больше, с того и спросится больше.
— А откуда человеку знать, что заложено?
— Его направляет внутренний голос.
— А все ли мы слышим его?
— Это ваш выбор.
— Как это?
— Ты можешь обустраивать быт, включая ум, но отодвигаешь потребности души.
— ?
— Тебе дан скафандр для погружения в океан, но ты не есть скафандр, а погружаясь в океан, ты принимаешь его за свою жизнь, забыв о том, откуда ты, отождествляя себя со скафандром, ты становишься частью океана, и, как тебе кажется, земли не существует. Важно вспомнить кто ты и откуда, тогда легче выполнить своё предназначение в океане и вернуться, принеся результаты. Помнишь притчу о талантах?
— Да, но я не под таким углом рассматривал её. Но как же нам вспомнить кто мы?
— Вам с рождения дан компас, вы называете его сердцем, пусть так, если проще понимать.
— Но мы не всегда слушаем его….
— Потому что подводный мир кажется вам единственным реальным событием.
— Но мы же учимся …порой всю жизнь…
— Есть вещи, которым научиться нельзя, они заложены в матрицу рождения, а человек познавая внешний мир, лишь вспоминает то, что должен актуализировать.
— Получается, что если я хочу заниматься чем-то другим….
— Да, у тебя будет получатся это не так…хотя это тоже опыт, но не для этой жизни.
— …и я зарываю свой талант...
— Но тебе будет подсказывать внутренний голос, а не логика ума, чем заниматься.
— А логика говорит талант должен обеспечить будущее.
— А внутренний голос говорит «Ищи вначале Царствие Божье, остальное всё приложится,
а где сокровища твои, там и сердце твоё будет.»
— Я понял…обогащая свой дух, сверху заботятся о нуждах тела…
Старик засмеялся
— Ну, примерно так. Если ты выполняешь возложенную на тебя задачу, тебя обеспечат всем необходимым.
— Но подожди!..А сколько гениев умерли в нищете!
— Это ты проводишь аналогию, для человека творческого хлеб – его созидание.
Я вдруг вспомнил наши репетиции. Мы приходили к восьми утра и увлечённо играли, создавая программу для концерта, и вдруг неожиданно замечали, что за окнами уже темно, а нам казалось, что мы пришли совсем недавно и ничего толкового еще не приготовили…
— Да…вот именно, — похлопал по плечу старик.
— Когда человек занят, у него нет времени думать о том, какой он бедный и несчастный.
Счастлив тот, у кого никогда не хватает времени, чтобы сделать главный шедевр в своей жизни, и ему кажется, что он делает только черновики, готовясь к важному…
— А будет ли когда шедевр?
— Будет, но это уже решать будешь не ты…
Я почему-то вспомнил Высоцкого, талант которого для меня был иконой. Какой богатый внутренний мир! Как легко и весело вплетались строчки в кружево сюжета простой бытовухи под незаурядным взглядом гения. Как точно слово отражало глубину переживания или конфликта ситуации.
— Но у него же практически всё шедевры и роли, и песни, и жизнь!
— Это для тебя, а для него это была просто жизнь с определёнными требованиями, и он даже не знал шедевр ли то, что ты считаешь таковым. Ты когда дышишь, не говоришь ух ты, как я умею! Ты считаешь это само собой разумеющимся, но не можешь без этого жить.
— Вадик! Вадик! – эти слова, как аммиак вывели меня из полусонного состояния.
— Граница! Доставай документы! – Стас увидел, что я проснулся и отпустил моё плечо.
В.Стр@нник
http://vadimstrannik.ru/category/rasskazy
БЛАГОДАРЮ!
За тепло!