ИКОНА “СОФИЯ ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ”
Соединение круга Славы с Софией в центре и круга Славы Христа графически составляет восьмерку, что символически выражает бесконечную единую связь и движение.
ИКОНА “СОФИЯ ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ” НОВГОРОДСКАЯ (ОГНЕЗРАЧНАЯ)
Используемая литература:
“София Новгородская ” В. Брюсова, Издательство “Вече”, 2001.
“София Премудрость Божия”
Каталог выставки русской иконописи из собрания музеев России, Издательство “Радуница”, 2000.
Этот изображение появилось в Византии. Именно такому образу был посвящен юстиниановский храм Софии Премудрости Божией в Константинополе, который был построен по божественному наитию: строителям этого храма тоже явилась София, указывая размеры и пропорции храма (по преданию, София как Огненный Ангел явилась сыну одного из строителей, повелев назвать храм Ее именем). Именно посещение этого храма послами князя Владимира, по свидетельству летописей, окончательно убедило их принять христианство по византийскому образцу. “Красота такая, как будто Сам Бог пребывает здесь с людьми”.
Кроме Великой Софии Константинопольской, известны Софийские храмы в Трапузенте, Херсонесе, Никосии (о. Крит), в Софии Болгарской, где название храма перешло на сам город. На Руси Софийские соборы, огромные и великолепные, были построены вскоре после крещения – в Киеве и в Новгороде. Сохранились до настоящего времени Софийские храмы в Москве, Вологде, Полоцке, Гродно, Тобольске. Исследователи считают, что Софийских храмов на Руси было множество, но со временем многие были переименованы в Успенские.
Мысль о воплощении Сына Божия неотделима от мысли о Богоматери, которую величают Домом Божественной Премудрости, истинным Храмом Живого Бога на земле. Это послужило одним из оснований для механического перенесения на образ Девы Марии содержания и символики Софии Премудрости Божией. Соединение же образа Богоматери с идеями Божественного Домостроительства Премудрости и созданием на земле христианской Церкви нашло отражение в установлении (не ранее 15 века) престольного празднования Софийских кафедральных соборов Киева и Новгорода на дни Рождества и Успения Богородицы.
Особое почитание Софии в Болгарии и на Руси еще усиливало то, что по преданию, Кириллу – одному из двух просветителей славян и создателю славянской азбуки – явилась Дева София, которая вдохновила его, и которой он был предан всю жизнь. София еще и поэтому понималась как особая покровительница славянских народов. Особенно в Новгороде, который менее всего подчинялся византийскому контролю, почитание Софии достигло к 15 веку максимального расцвета. Это почитание давало новгородцам сознание как своей духовной независимости от подчинения Константинополю, так и духовной высоты и творческого развития в целом. София в глазах новгородцев являлась особым Божественным существом и патронессой города. Из Новгорода постепенно почитание и образ Огнезрачной Софии переходит и в Москву. “Где София – там Русь” говорили в то время.
Центральная фигура Софии с огненно-красным ликом и крыльями, в красно-золотых царских одеждах и короне, со скипетром и свитком в руках, сидящая на престоле, является олицетворением одновременно и Божественной царственной творческой силы, окруженной ореолом Божьей Славы, и чистого Божественного Девства, осеняемого Святым Духом.
София Премудрость Божия – это Божественная энергия, исходящая от непостижимой природы Трехипостасного Бога. Ею Бог творит все. Царский венец – знак того, что смиренная мудрость царствует во всем Божьем творении. Огненные крылья – образ незримого присутствия Лица Святой Троицы – Святого Духа и “высокопаримое пророчество”, т. е. высокий пророческий дар и скорый, быстрый разум. Слава, окружающая Софию есть “одеяние света”, а престол Ее – “покой” будущего века, т. е. мир Царства Божьего.
Семь столпов, на которых установлен Престол Божественной Премудрости – семь дарований Святого Духа: “Дух Господень: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия и Страха Господня…” (Исайя, 11, 2-3). Камень под ногами Девы – краеугольный камень веры во Христа и основание Церкви. “Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос” (1 Кор. 3:11).
Христос, как глава Церкви изображается над Огнезрачной Софией – устроительницей Церкви. Он подает архиерейское благословение. Соединение круга Славы с Софией в центре и круга Славы Христа графически составляет восьмерку, что символически выражает бесконечную единую связь и движение.
Нижняя часть иконы представляет собой по сути традиционную композицию деисус – молитвенное предстояние перед Господом. Богоматерь, как олицетворение земной Церкви и как исполненное Божье обетование о воплощении Сына Божьего изображена как Великая Панагия – Всесвятая с знамением Спасителя на груди. Иоанн Предтеча как Божий свидетель изображен со свитком своего свидетельства о Спасителе. Образно они вместе представляют женское и мужское служение Богу.
Самый верх иконы – изображение небес с водруженным на них престолом с Вечным Евангелием – Этимасией (от греч. приготовленный) – символ ожидания Будущего Века, грядущего Суда и Второго Пришествия Христа.
На днях читала лекцию по
На днях читала лекцию по литературе Серебряного века, рассказывала о Вл.Соловьеве, и показывала в качестве иллюстрации к его софиологическим прозрениям подобные иконы)
Спасибо.
Но с научным обоснованием там непросто. Да и нужно ли оно?
Добрый день, helga!
Для сердца верующего тому,чему обучает Дух Святой,уважаемая Хельга,всё приходит в своё время. Все-все обоснования.Они раскрываются постепенно, и ты сидишь в тишине своей комнаты и, затаив дыхание, думаешь:,,А что же теперь?,,
АЛЛА!
Благодарю!
Будь благословенна,Валентина!
РОЗА ЖИЗНИ
Дорогой «Via Dolorose»
Шёл мой Возлюбленный Христос,
И, словно, красочную розу, -
Он жизнь Свою для казни нёс.
Как Агнец шёл Он, Жертвой ставший,
Чтоб искупить весь род земной,
В толпе, Его не понимавшей,
С крестом мучений над собой.
Дорогой скорби проходил Он,
Господь, поруганный толпой,
Свершив путь тяжкий молчаливо, -
Он был распят за грех людской.
Избрав ту «Via Dolorose», -
Он смерти жизнь Свою предал,
Она ж воскресла чудной розой,
Чтоб каждый в Боге новым стал.
Стремлюсь и я с терпеньем веры
Теперь за Господом идти,
Чтоб после дней печально-серых
В Нём, словно роза, расцвести!
Виа Долороза
Ви́а Долоро́за (лат. Via Dolorosa, букв. «Путь Скорби») — улица в Старом городе Иерусалима, по которой, как считается, пролегал путь Иисуса Христа к месту распятия. На Виа Долороза находятся девять из четырнадцати остановок Крестного пути Христа. Последние пять остановок находятся на территории Храма Гроба Господня.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Виа_Долороза
Наполни меня тем, что нужно
Наполни меня тем, что нужно Тебе, Дух Святой!
Существует православное
Существует православное предание, что на третий день после погребения Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение Свой пояс с Неба. Православная икона.
Поколения все прославляем Тебя, единую Богородицу.
Ангелы, увидев Успение Пречистой, удивились, как Девственная восходит от земли на небо.
Побеждаются законы природы на Тебе, Дева Чистая: рождение остаётся девственным и смерть обручается с жизнью; по рождении пребывая Девою и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твоё.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Успение_Богородицы
И вот Иоаким подошёл со
И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрёл покой в своём доме.
— Протоевангелие Иакова (4:7-8)
Зачатие праведной Анны,
икона XV века
Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Рождество_Пресвятой_Богородицы
БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ, ЧТО Я ЖИВУ,
БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ, ЧТО Я ЖИВУ, КАК В СКАЗКЕ
Благодарю Тебя, что я живу, как в сказке,
Что Ты со мной, что знаешь Ты меня,
Всегда мне даришь Свет, и исцеляешь лаской -
Не знаю никого прекраснее Тебя!
За чистоту, что льется в мирозданье,
Преображая все в лучистый свет собой,
Уходит мрак, и все Твои созданья
Поют хвалу, желая быть с Тобой!
Вселенной Мать – Твой Образ в каждом вздохе,
Я в солнечных лучах Его ловлю,
И в красоте цветов и нежности природы,
Везде Ты, Дух Святой, Тебя люблю!
Душе, Тобой взращенной и желанной,
Преграды больше нет, чтоб ввысь лететь.
Любовь навеки заживляет раны,
И сердце жаждет, славя Бога, петь!
Так пусть все сбудется, как Ты задумал, Боже!
Непостижим Твой Промысел для нас.
Мы лишь в Тебе одном найдем отраду -
Сердца преобразятся в тот же час!
И будет дивным новое творенье,
И засияют новые миры,
Войдут в них те, кто будет верен Богу,
В Тебе сливаясь музыкой Любви!
http://sashook3000.ucoz.ru/photo/9-0-257
http://sophia.ru.com/node/24#30
Премудрость создала себе дом
Премудрость создала себе дом и утвердила столпов семь
Она есть Дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбимый, твердый, непоколебимый, спокойный, безпечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в Нее. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и Образ благости Его. Она - Одна, но может все, и прибывая в Самой Себе, все обновляет, и переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с Премудростью. Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом Она выше; ибо свет сменяется ночью, а Премудрости не превозмогает злоба.
Книга Премудрости Соломона 7:22-30
http://sophia.ru.com/node/30