ОБРАЗ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ И ТВОРЕНИЯ
И как Само Слово говорит о Себе: "Я есть альфа и омега, начало и конец", так и Любовь может сказать о Себе: "Я есть альфа и омега".
ОБРАЗ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ И ТВОРЕНИЯ.
(на примерах православной иконографии).
Есть в православной иконографии ряд совершенно уникальных образов, которые являются целым богословским трактатом, охватывающим одновременно и образ Троицы, и творения Божьего, и устройства Вселенной, и взаимосвязи нетварного и тварного миров, и Вседержителя, и Богоматери, и распространения Евангелия по всей вселенной.
Одним из таких показательных образов является “Всевидящее Око Божие”.
ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО БОЖИЕ - из самых сложных символических иконографических композиций: Господь уподобляется солнцу, как источник света, а способ Божественного ведения - глазу. Каноническим основанием такого изображения являются слова: "Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его"(Пс. 32:18).
В графической основе композиции заложено изображение восьмерки, как символа бесконечности и взаимодействия мужского и женского начал.
Икона имеет сложный композиционный строй, представленный взаимосвязью трех сюжетных кругов, вложенных друг в друга, построенных вокруг одного центра, как бы раскрывая его значение.
Интересно, что икона как бы охватывает и соединяет вид фронтальный и вид сверху (или снизу). Во всех ракурсах и пространственных видах смысловым центром или сердцем является взаимодействие божественного мужского и женского начал – Бога Отца и Бога Матери. Отец, как Глава всему и Создатель изображен в самом верху композиции и восьмерки. Далее, как бы сливаясь с Ним, находится изображение Матери, составляя нижнюю часть восьмерки. Одновременно Мать как божественное лоно раскрывается в богатстве божьего творения, так же и вмещая в Себе все.
Вокруг центрального круга, как Солнца Правды, располагается надпись
“ Очи мои на верныя земли посадити и с собою ” и «Угль Исайи проявляяй солнце из Девической утробы, возсия во тьме, заблудшим благоразумия просвещение подавая».
Второй круг окаймляет надпись “Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем”.
Вокруг Отца надпись “Свят, свят, свят Господь Саваоф; исполнены небо и земля славы Твоея”.
(Пример из энциклопедии, разъясняющий символ числа два:
Дуада (из энциклопедии знаков и символов).
Двойка – это первое четное число, следовательно, оно вмещает и все женские качества характера, такие как уступчивость, нежность, скромность и мягкость.
Подлинная дуада разворачивается двумя способами – центробежным и центростремительным. Очень важен принцип полярности. Под ним происходят все посвящения. Двойка вскрывает все, это дух и материя.
У физиков дуада признается наиболее удачным способом описания двойственной природы света, волновой и корпускулярной. Нильс Бор, развивая концепции квантовой механики, выдвинул принцип дополнительности, присущей дуаде, в универсальные характеристики мироздания.
Хлебников считал, что свобода существует под знаком двух.
У мексиканцев двойка – созидательное число. Это двойственная порождающая сила, приводящая к парному характеру всего живого.)
В божественном сердце Отца и Матери находится Сын – Логос и Христос. От Него в пространство в четырех направлениях (крестом) идут божественные лучи и раскрывается творение, объединяя его внутреннее устройство с внешним, духовный мир и материальный, центробежную и центростремительную силу. Одновременно символику иконы можно воспринять и как волю и Премудрость Отца Творца, проявленную в Богородице, которая вместила Святым Духом Премудрость и дала воплощение Иисусу Христу. Богоматерь изображена как Оранта с воздетыми в молитве к Отцу руками, и является одним из канонических изображений Софии.
От огнезрачного божественного сердца расходятся крестом огненные лучи с символами четырех евангелистов – символ того, что Евангелие будет распространяться по всей Вселенной.
Таким образом, Всевидящее Око Божие – икона, рассказывающая о проявлении Божьей Любви и Закона в духовном и материальном мире.
(Теперь небольшой материал – выдержки из повести о христианской любви Святителя Николая Сербского. 6 глава, Сто слов о Божественной Любви.
Все существа можно поделить на сотворенные и нетварные. Бог – несотворен, все остальное сотворено. И Любовь – нетварна, нетварна и вечна. Ибо Любовь – не есть только Божественное свойство, но имя Божие – одно из имен Божиих и сущность Божественного бытия. Потому и сказано: “Бог есть любовь”.
Нелегко понять, зачем Бог сотворил миры, прежде всего мир бестелесный, ангельский, а потом и физический, телесный, во главе с человеком. Если Триединый Бог совершен и самодостаточен для полноты жизни, любви и славы, зачем Он сотворил миры, низшие Себя? От преизобилия Любви Своей в Самом Себе Бог сотворил все миры, видимые и невидимые, через Сына Своего единородного Премудростью Своею. В бескрайней любви к Своему Отцу Сын хотел угодить Ему, сотворив для Него как можно больше сыновей, а для Себя братии, низших Себя, но по любви усыновленных. И в Вечном Совете Отец и Дух Святой дали согласие Сыну на сотворение мира за любовь Сына. И так через Сына все стало быть, что стало быть, “Имже вся быша”. А Сын Божий назван и Логосом Божиим, или Словом Божиим, т. е. образом Божиим; да Божественной Песнью, Которая являет Собой величество и славу, мудрость и любовь Божию. Кому являет? Сотворенным и новосотворенный мирам (Кол. 1, 15-17).
Когда мы говорим о любви во Святой Троице, мы постоянно помним, что Бог есть дух, и любовь в Боге вся духовна. Особенность любви состоит в том, что любящий растворяется в возлюбленном. Отец любит Сына так сильно, что Он весь в Сыне: и Сын любит Отца так сильно, что весь в Отце, и Дух Cвятой по любви весь в Отце и Сыне. Но непостижимым образом Каждый остается тем, что Он есть. Потому и говорится о Святой Троице: “нераздельна - неслитна”. Нераздельна, ибо едина по сущности и в любви; неслитна, ибо по ипостасям различна. Триединый пламень естества, жизни и любви. От этого величественного огня Божественной Любви зажигаем и мы наши сердца. А что Три Лица не сливаются и не разделяются, то это – действие любви всякого Лица из Трех по отношению к двум другим. Ибо всякий из Них по любви стремится, чтобы возвеличились и прославились остальные два Лица Святой Троицы. Только совершенная личность, с совершенным сознанием, с совершенным умом, обладающая совершенным могуществом, может иметь совершенную любовь. Эта личность – Бог. То, что божьи люди ценят любовь превыше всего, происходит от того, что их Творец – Совершенная Любовь. И так это искони и до сего дня и на веки веков).
Как любовь Бог открылся роду человеческому в откровении о единстве Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа – Единого Бога и через воплощение Бога Слова. Тайна Святого Триединства – внутренняя тайна Божественной природы. Вечный Отец любит Сына и Духа Святого. Вечный Сын любит Отца и Духа Святого. Вечный Святой Дух любит Отца и Сына. Все это в непостижимом единстве, нераздельном и неслиянном. И так из вечности в вечность, без начала и конца, без перемен, вне времени и пространства.
Сказано еще, что Бог – Истина и Слово. Чудно это славянское слово Истина, которое совершенно точно определяет Того, Который всегда есть. “Я Тот, Который Есмь”, Я всегда тот же, неизменен, Сый (Тот, Который есть) в старославянском, “О ОН” в греческом. И поскольку Истина и Слово вечно в Боге и являются Богом, также точно и Любовь. И как Само Слово говорит о Себе: “Я есть альфа и омега, начало и конец”, так и Любовь может сказать о Себе: “Я есть альфа и омега”.
Таким образом, “Всевидящее Око Божие” может так же рассматриваться как икона Божьей Любви и Премудрости Божией Софии, предвечной и вечно действующей в Божьем творении.
МАТЬ ВСЕХ ДУШ ЗА ТЕБЯ ПРОСИЛА
МАТЬ ВСЕХ ДУШ ЗА ТЕБЯ ПРОСИЛА
Все внутри:
И покой и сила.
Это сон говорит неправду.
Мать всех душ за тебя просила,
Потому что так звал ты – Мама!
Отогрела тебя, отмыла
И Любовью согрела сердце.
Все внутри – и покой и сила,
Почему так трепещет вера?
Разве двери уже закрыты?
И Любовь не для всех светила?
Просыпайся, полуразбитый!
Мать всех душ за тебя просила!
http://sophia.ru.com/node/24#2