Влияние русской народной сказки на ментальность нашего народа
Нельзя быть по-настоящему русским, если в детстве тебе не читали русские народные сказки. Потому что фразы «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «утро вечера мудренее», «много будешь знать, скоро состаришься», «в тридевятом царстве, тридесятом государстве», «полетят клочки по закоулочкам», «жить поживать да добра наживать», «по усам текло, да в рот не попало», «повернись к лесу задом, а ко мне передом» входят в душу и систму образов ребенка как самое глубинное знание о жизни еще до того, как он понимает содержательный смысл этих слов и выражений.
Русские волшебные сказки вместе со сказками А.С.Пушкина создают целостную и весьма многогранную картину мира. При этом, на мой взгляд, эта картина весьма достоверна, так как на ней нарисованы все типажи окружающей человека жизни. Благородства и подлости в сказках поровну. Именно поэтому можно утверждать, что русские народные сказки – продукт коллективного творчества народа. Но и сам народ формируется как целостная общность под воздействием сказок. Ведь представление о добре и зле – основа ментальности народа, под которой я понимаю специфику его психологии, особенность присущей ему картины мира, хода и логики размышлений, мотивов решений и поступков.
Когда я читал сказки сейчас, в ходе написания данного эссе, я обратил внимание на огромное количество деталей в сказках, не лестных для героев. Емеля сидит на печи, перепачканный золой, «сопит и в золе копается», отказывается идти за водой и рубить дрова, но делает это только когда ему угрожают, что он не получит обещанных «красной рубашки, красной шапки и красных сапог». Разъезжая на печи, он пренебрежительно относится к людям: «┘В городе по улицам народ постоянно ходит, дурак не кричит: «берегись» – и передавил в городе много народу». И только молодая жена вносит гармонию в использование могущественных возможностей Емели произносить заветные слова «по щучьему велению┘». «Эх, муженек, – говорит королевна, – мало одного тепла, надо, чтобы люди тебя уважали, чтоб добрые, на тебя глядя, радовались, а злые – завидовали. Пожелай ты лучше стать умным да красивым, а счастье у тебя в руках; с умом сумеешь им и пользоваться как следует».
Вообще роль женщин в русских сказках огромна: вокруг них все и крутится-вертится. И их любовь, и их зависть и ненависть – главные пружины сюжетов. Символом мудрости являются Елена Прекрасная и Василиса Премудрая. Символом подлости – сестры главных героинь и сватья-бабка Бабариха. Есть даже сказка под названием «Баба хитрее черта», где рассказывается о том, как черт не смог внести раздор в отношения мужа и жены, а баба смогла. Под видом заботы об их будущем счастье она рассказывает каждому по отдельности о том, как с уходом молодости супруги начинают заглядываться на молодых. И чтобы этого не случилось, она советует жене срезать волосок с кадыка мужа ночью наточенным ножом. Мужу же она говорит, что жена уже готова от него «постылого» избавиться в пользу «молодца да красавца». И, естественно, ночью муж ловит руку жены с ножом у горла и забивает ее до полусмерти. После этого и черт сбегает от бабы, на всякий случай.
Сказка – это жизнь, но жизнь – не всегда сказка. Виктор Васнецов. Царевна-лягушка. Дом-музей В.М.Васнецова
Еще одна сказка «Правда и кривда» поражают достоверностью и неизменностью человеческих представлений об этих материях.
Поспорили два портных о том, как нужно жить – правдой или кривдой. Наум говорит: «Правдой нужно жить». А Иван ему: «Врешь ты: из господ ли, из купцов или из нашего брата, мужиков, – кто умеет кривить, тот и в сапогах ходит». Наум не соглашается и каждый раз весь свой заработок ставит на кон, когда они задают свой сакраментальный вопрос встречным людям. Крестьяне ответили: «Какая теперь правда! За правду не то что не похвалят, а еще скажут: кляузник┘ Кривда в сапогах ходит, а правда в лаптях». Купец отвечает: «Отцы наши говаривали: не обманешь – не продашь. Так неужто нам умней их быть? Правдой сыт не будешь, кривдой не подавишься; люди ложь – мы тож!..» В конце концов Наум остается без копейки денег, а стало быть, и без еды. Просит у Ивана хлеба, а тот соглашается дать кусок, но при условии, что он еще Науму и глаз выколет(!). А потом и второй, а в довершение всего бросает ослепшего товарища на болоте┘ Жуть! Потом, как в сказке, Наум и прозреет, и разбогатеет, и будет жадному и завистливому Ивану укором пожизненным, но не мстительным. Таков характер у русского человека – правдолюбца!
Но в детстве как-то не замечаешь плохого. Все внимание фиксируется на светлой, счастливой стороне сказок. И это здорово, так как взрослых они ничему научить уже не могут: их собственный жизненный опыт подсказывает: так не бывает, все это – сказки!
В русских сказках четко различаются Иван-дурак, он же Иванушка-дурачок, и набитый дурак. Первые – герои, их дурость – форма гениальности, созерцательности и фатализма, как у Обломова или у Кутузова в Филях. Их решения не очевидны для здравого смысла их братьев и сестер, деньги потратят на собаку или кошку, а не на лепешку. Рыбу и орла отпустят, медведя и волка пощадят. А те потом из беды выручат, слово заветное скажут. А набитый дурак – в клиническом смысле – идиот.
Вообще добры молодцы в сказках – удивительны. Никогда не могут подождать всего один день – обязательно шкурку лягушки в печку бросят, а потом гоняют по всему свету, чтобы жену свою, красавицу, вызволить и получить то, что уже имел или почти имел. Создание самим себе рукотворных трудностей с последующим героизмом в их преодолении – распространенный сюжет не только в сказках.
Самые счастливые героини – терпеливые и покорные. В «Морозко» вывезенная в лес падчерица Марфуша на вопрос Мороза: «Тепло ли тебе, девица?» отвечает: «Тепло, дедушка», за что получает хорошее приданое. Ее сводная сестра грубит Морозке, и он превращает ее в сосульку. То же самое в «Аленьком цветочке», когда только младшая сестра соглашается ехать к Чудищу лесному, а потом, привыкнув к его голосу и заботе, восклицает: «Встань, пробудись, мой сердечный друг: я люблю тебя как жениха желанного!» Взамен – богатство и роскошь, муж-красавец, «свита и слуги верные».
Вообще в русских сказках богатство и жажда власти, с одной стороны, осуждаются («Сказка о рыбаке и рыбке»), а с другой – все к этому приходят. То есть богатство – конечно же, идеал, но идти к нему надо хитро. Это как при формулировке миссии современных корпораций: писать, что целью является прибыль, – нельзя. Надо писать, что целью является удовлетворение потребности клиента, подразумевая при этом, что уж он-то заветную прибыль и принесет.
Вообще сказки, правдиво отражая распространенные отношения между персонажами, являются попыткой сформулировать идеальную модель жизни, мечты, психологического утешения человеку в беде. Главный смысл волшебства показать, что люди не должны отчаиваться даже в безнадежных ситуациях, потому что жизнь – богаче наших представлений о ней, а нетривиальные поступки – более верный путь к окончательному успеху.
И все же самое главное, что я вынес из русских сказок, это то, что гарантией счастья и преодоления всех трудностей в жизни является наличие рядом мудрой жены. И уже за одно это я готов их перечитывать вновь и вновь! И детям и внукам!
Константин Ремчуков
https://www.ng.ru/style/2009-06-04/16_skazki.html
Сказочные деревенские дома в русском стиле (АННА СОРОКИНА)
(c) Legion Media
А некоторые в России до сих пор живут в настоящих избах. Да еще в каких! Целые терема себе возвели.
1. Дом кузнеца Кириллова, Свердловская область
(с) Павел Лисицын/Sputnik
Небольшая деревня Кунара прославилась на всю страну необычным домом, который принадлежит семье кузнеца Сергея Кириллова. Над обликом дома Кириллов трудился с 1954 года и до конца жизни. Дом украшают и резные наличники, и красочные цветочные орнаменты, и фигуры с советской символикой: пионеры, красные полотна с лозунгами «Миру-мир», а в центре доме - профиль Владимира Ленина.
Мастер ушел из жизни в 2001 году, в доме осталась жить его вдова Лидия, которая всегда радушно принимала гостей. В 2018 году по просьбе местных журналистов власти признали дом Кириллова объектом культурного наследия региона.
2. Дом краснодеревщика Калошина, Нижегородская область
(с) @hey_nataliya
В Нижегородской области есть деревня Пурех, известная своими домами с резными наличниками и фасадами. Многие жители Пуреха раньше работали на местной мебельной фабрике и умело обращались с деревом. Самые интересные дома можно увидеть на улице Луговой.
Этот зеленый дом с фигурками оленей принадлежит семье краснодеревщика Николая Калошина. Свой дом он украшал с начала 1970-х, а благодаря путешественникам и блогерам, он стал известным на всю страну. Его не стало несколько лет назад.
3. Дом краснодеревщика Шестеперова, Нижегородская область
(с) @hey_nataliya
А по соседству с домом Калошина находится еще один самый настоящий терем, в котором живет краснодеревщик Константин Шестеперов и его семья. Ему уже почти 90 лет. На голубом фасаде можно увидеть сказочных птиц и морских гадов. По словам мастера, на украшение своего жилища у него ушло более трех зимних месяцев.
4. Дом с драконом, Ярославская область
(с) @_lisabetta
Этот дом в деревне Дурасово с 1980-х принадлежит столяру Николаю Крылову. Он мечтал стать художником и таким образом воплотил свою мечту в жизнь. В доме он своими руками перестроил практически все: сначала установил на крыше вращающуюся веранду, чтобы гости любовались окрестностями. А в 2011 году появился и Змей Горыныч с железной чешуей: «До этого еще два года мастерил головы. А вот туловище мне вообще не пришлось вытачивать: я так подбирал куски дерева, что сложил их потом как конструктор», - говорил мастер. Глаза у дракона ночью светятся красными лампочками.
5. Дома старообрядцев, Бурятия
(с) @gde_to_v_sibiri
В Бурятии есть село Тарбагатай, где живут потомки старообрядцев - и оно входит в Ассоциацию самых красивых деревень России. Попадая сюда, ощущаешь небывалый контраст с остальными бурятскими деревнями с преобладающим буддистским населением. Старообрядцы поселились в Тарбагатае в 18 веке, и сегодня здесь даже есть этнографический музей, посвященный истории села. Но куда интереснее посмотреть на местные деревянные дома: даже современные расписаны яркими голубыми, зелеными и желтыми красками и украшены ставнями с растительными орнаментами. Пожилые местные жители в старообрядческих семьях до сих пор носят в обычной жизни платья и украшения под старину.
6. Дом с резными наличниками, Московская область
Иван Хафизов, основатель сайта Nalichniki.com, колесит по России в поисках необычных наличников. Этот дом он нашел недалеко от Шатуры в Московской области. Дом был построен в 1930-х годах, но украшать его хозяин Виктор начал только в 1990-х. «Я люблю на наличники смотреть. Они как будто “обряжают” дом. Он как невеста стоит. Очень красиво становится», - говорит мастер.
Своими руками он сделал не только резной фасад, но и всю деревянную мебель внутри - стол, стулья, кресла. Все из дуба. Даже самовар.
7. Дом-сказка, Свердловская область
(с) @irina_v_kiryanova
Поселок Висим - это родина русского писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка. Но кроме этого, любознательных туристов привлекает здесь и один деревянный дом, наполненный сказочными персонажами. Принадлежит он Виталию Черепанову. Он работал слесарем в Нижнем Тагиле, а после пенсии купил с супругой дом в тихой деревне Висим и занялся резьбой по дереву.
(с) @irina_v_kiryanova
Из коряг сделал героев детских сказок и советских мультфильмов: здесь кот Ученый, почтальон Печкин, лисица из басни Ивана Крылова ждет, когда ворона обронит сыр. А для своей жены Черепанов построил деревянную карету!
8. Кружевной дом, Ивановская область
(с) @hey_nataliya
Ажурный дом в селе Соймицы появился в 1960-х. Создал его Константин Муратов. Еще в советские годы дом стал одним из самых узнаваемых в области - его снимали журналисты ведущих изданий. Муратов работал животноводом в местном колхозе, а вечера проводил в своей мастерской. Резной фасад его дома напоминает морозные узоры на окне с образами птиц и рыб из русских сказок. После того, как он украсил свой дом, соседи попросили его помочь и с другими домами в селе. Так что Муратов сделал не один десяток наличников. После смерти мастер в 2011 году в доме живет его вдова Алевтина.
9. Дом колхозника, Ивановская область
(с) Сергей Метелица/TASS
Этот дом советской постройки принадлежал семье работников колхоза в небольшом поселке Палех. Место это известно как родина лаковой миниатюры, а самая популярная профессия здесь до сих пор - художник (официально каждый восьмой житель зарабатывает этим на жизнь). В Палехе можно увидеть искусно расписанные дома, как старинные, так и современные. Дом с ажурной резьбой на фасаде появился здесь в 1980-х годах и считается местной достопримечательностью.
10. Дом мастерицы, Тюменская область
(с) Алексей Щукин/TASS
Мастера по дереву в России - не только мужчины, но и женщины. Наталия Макарова - мастерица из города Ялуторовска, которая в середина 1990-х украсила свой дом деревянными лебедями и резными наличниками. Вот какие мастера живут в русских деревнях!
https://dzen.ru/a/YYEk4syjyA9upqOO