Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

О РОЛИ МОРАЛИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Все мы знаем примеры, когда философы прежних веков высотой и разумностью своей мысли способствовали укреплению нравственных устоев человечества, оставив тем самым яркий след в истории. К таким сподвижникам морального совершенствования несомненно можно отнести Эпиктета, Конфуция, Сократа, Пифагора и ряд других выдающихся философов, чьи просветительские учения основывались на незыблемых законах природы и способствовали улучшению человека. 

На протяжении многих веков человечество пользуется плодами просвещения этих мыслителей прошлого, признавая их несомненную значимость. Но реалии современного мира приводят нас к выводу, что в наше время человечество сбилось с пути морали и добродетели. Поэтому сегодня столь велика общественная потребность в философах и мудрецах, которые излучают обоснованную уверенность в надёжности избранного ими пути и имеют возможность помогать людям в поисках истины. 

Несомненно, что философы подобной величины в истории человечества появляются не часто. К тому же c точки зрения научных кругов в реалиях современных мира подобного уровня мыслители должны быть готовы обосновывать свои умозаключения в том числе и с научной точки зрения, выходя за рамки общепринятой метафизики.

Тем не менее в наше время к счастью находятся философы, которые обладают сознательным пониманием, в какое будущее обществу следует идти и на какие идеалы опираться. К подобным выдающимся мыслителям, имеющих решимость говорить о должном в отношении человека, относится и Дарио Салас Соммэр, известный чилийский философ, ученый и моралист, чьи значительные работы, направленные на нравственное совершенствование человечества, получили широкое признание. Так одну из его книг «Мораль ХХI века» знают уже многие читатели нашей страны.

В этой книге Салас Соммэр формулирует универсальный космический закон эквивалентного воздаяния за осуществляемые человеком действия и помыслы, который, будучи законом природы, одновременно является основанием морального долженствования. 

Упоминая о морали, мы привыкли к тому, что обычно моральным считается нечто соответствующее стандартам и устоям, принятым в определённом обществе, однако, истинная мораль, по убеждению Соммэра, состоит в соблюдении универсальных космических законов, выходящих за рамки человеческой истории. “Я уверен, что если бы все узнали, как много можно получить, поступая справедливо и совершенно, то осталось бы очень мало аморальных людей”, утверждает Дарио Салас Соммэр.

И в качестве руки помощи он предлагает человечеству науку, в которой обосновывается единство естественной целесообразности с духовными усилиями человека по соблюдению морали, являющейся кодексом законов Природы.

Методологически, опираясь на законы Природы, как основу истинных моральных принципов, Дарио Салас Соммэр руководствуется объективными и научными принципами и критикует субъективистский произвол в понимании морали, действуя как мыслитель классического типа. Так, утверждение Бертрана Рассела об абсолютной невозможности доказать истинность той или иной точки зрения в сфере ценностей он считает вредной концепцией для морали, ибо при таком образе мыслей исчезает понятие греха. “Отсутствие высших ценностей – это раковая опухоль на теле морали”.

В духе обоснованных утверждений классического разума Соммэр заявляет, что время  высокой этики наступит только тогда, когда каждый добровольно примет решение о достижении по-настоящему сознательного поведения и указывает на объективные сложности восприятия этой идеи в обществе.

Описывая современное состояние общества он констатирует, что люди к сожалению мало интересуются этическими идеями, и как правило им довольно того, что подсказывает их обыденный опыт, находящийся во власти общего состояния нравственности.

И мы действительно видим, что масштабные нравственные идеи массами принимаются с трудом. Анализируя исторический опыт человечества, мы видим как на протяжении столетий интеллект людей пронзается осколками деформированных идеологий, которые они приспосабливают к своему усреднённому миропониманию, например, к всеобщему согласию в том, что человек материально должен быть обеспечен и социально защищён. В своей массе люди хотят жить богато, получить по воле случая много денег и различные материальные блага, считая, что они этого достойны без необходимости прикладывать для этого усилиями, которые должны быть вознаграждены подобной обеспеченностью. 

Слабости и недостатки людей в связи с их низким эволюционным уровнем Дарио Салас Соммэр изобличает с большой проницательностью и можно сказать панорамно. И посредством этого становится очевидно, что в сравнении с прошлыми веками в нравственности общества ничего не изменилось, даже напротив, моральные устои ещё больше пошатнулись. Люди наших дней к сожалению лишены сильного характера, снисходительны к себе, у них навязчивое стремление к удовольствиям,  они праздны и изнежены, современным поколениям далеко до нравственных достоинств их предков.

В духе воззрений Хосе Ортеги-и-Гассета Дарио Салас утверждает, что мы живём в “эпоху толп” и тотального упадка морали. Ставя под сомнение регулируемое высокоморальное состояние социума на самоорганизующихся основаниях, он обращает внимание, что в современном обществе у людей нет прочных этических устоев, их деятельность подчинена эгоистическим интересам и ни религия, ни моральные увещевания не способны искоренить присущие им дурные наклонности.

Моральную проблему человечества Дарио Салас Соммэр видит в отсутствии стремления к духовности и в неспособности людей найти практические преимущества обретения высшего сознания. И, рассчитывая изменить это положение вещей, Дарио Салас подобно Сократу надеется, что познание истинного блага исключит поступки против добродетели.  

Людям ищущим самореализации и с активным моральным самосознанием он предлагает, в качестве инструмента внутреннего развития, использовать научную идею о физических основах морали (“Физика морали”). В  этой идее люди найдут много подтверждений своим интуициям относительно морально благого и возможно преодолеют свои колебания ввиду той мешанины и деформации понятий, которые обычны для современной нравственности.

В создании и применении научно обоснованных моральных постулатов Соммэр видит источник того, что человек станет честным и будет жить в гармонии с природой, достигая тем самым внутренней нравственной экологии. При этом главным условием является принятие этих постулатов свободно и согласно внутреннему выбору. 

Что означает соблюдение основ морали Дарио Салас Соммэр подробно поясняет, сосредотачиваясь в том числе на препятствиях, мешающих человеку следовать этим законам. Прежде всего, это неправильное понимание сущности истинной морали и человеческого счастья. Счастье безусловно можно обрести, делая истинное добро, однако опасность в том, что многие путают его с тем, что добром кажется. Люди часто отождествляют добро с удовольствием, а боль со злом и позволяют себе быть обманутыми тем, что приносит удовольствие, вследствие чего пребывают во тьме, вместо того, чтобы ценить свет.

Желая исправить ситуацию Дарио Салас надеется, “что если объяснить, каким должен быть идеальный человек, то это может открыть глаза тем, кто ошибочно считает существующие нормы лучшими”. Именно в этом смысле он находит оправданным говорить о достижении уровня сверхчеловека в человеке. Ситуация, полагает Соммэр, могла бы измениться, если бы удалось создать прибор для измерения уровня сознания человека, вероятно на основании принципа измерения частоты и интенсивности энергетики тела человека.

Руководствуясь истинными ценностями Дарио Салас призывает отказаться от этического релятивизма и от распространённой практики приспособления морали “под себя” и предлагает нам вернуться к традиционным ценностям человечества, таким как упорный труд, настойчивость, честность, добродетель, готовность к самопожертвованию, сплочённость семьи, терпимость, доброта, любовь, справедливость, дружба и альтруизм.