Человек Земли и Неба: реализация потенциала
*нарезка из статьи C.И. Зарецкого "Неизвестное тайцзы"*
«Разум того, кто соединился с Источником, сам становится Источником» (Ден Мин Дао «Хроники Дао»).
Большинство индийских и китайских эзотерических текстов останавливаются на самадхи и не описывают дальнейшую практику. Самадхи достигается поднятием змеиной энергии кундалини, и это считается высшим достижением йоги и цигуна. О том, что на этом ничего не заканчивается и есть еще более углубленная практика, стали открыто говорить только во второй половине 90-х годов XX столетия. До этого за одно упоминание об этих методах могли убить. Эти методы считались самыми тайными и скрытыми, в них посвящались единицы из десятка лучших. В Китае и Индии насчитывается не более сотни человек, владеющих этими методами. Первыми эти методы описали Ошо и Шри Ауробиндо. Однако на Тибете эти методы практиковались открыто. И на сегодняшний день тибетские ламы начали распространять это учение по всему миру в виде традиции Бон и ее раздела — учения дзогчен. Также эти методы описаны в «Шести йогах Наропа», которые лежат в основе индийской йоги и тантры.
В начале 90-х годов XX столетия четыре китайских мастера цигуна начали открыто преподавать эти методы за пределами Китая. Это Чжоу (Цзои) Цзунхуа, Ян Цзюньмин, Мантек Чиа и Сюи Минтан.
**********
В соответствии с учением дзогчен человек изначально является Буддой. Само слово «дзогчен» означает «Изначальную потенциальность». Поэтому человека можно сразу ввести в «Правильное состояние» — ригпа (состояние мгновенного присутствия). Для этого мастер дзогчен проводит «прямую передачу» ученику. Иными словами, ученик сразу достигает совершенства, или ЯнШэнь. Это — своеобразный маяк, на который потом ориентируется ученик. Он запоминает состояние ригпа и снова стремится его достичь, но уже самостоятельно.
********
Тайна за семью печатями
Цигун — искусство управления дыханием ци. Гун — искусство, ци — энергия, воздух, дыхание. Термин «цигун» появился в XIX столетии. Цигун изучает пути распространения и методы управления жизненной силой в теле человека. Однако жизненная сила существует и вне человеческого тела. И все во Вселенной наполнено этой силой. Причем эта сила разумна. Ее обозначают как Дух-Разум Шэнь. Шэнь — синоним Дао. Шэнь проявляет себя в виде двух противоположных качеств, двух проявлений: мужского — Ян и женского — Инь. Соответственно, ЯнШэнь и ИньШэнь.
Систему, которая изучает проявление Шэнь во Вселенной, называют ЯнШэнь — «Искусство питания жизненности» (Духа-Разума Шэнь). ЯнШэнь является проявлением «Изначального непроявленного источника» — УЦЗИ (Нечто). Таким образом, ЯнШэнь является конечной целью практики цигун, так как последний, в свою очередь, является частным вариантом «Искусства питания жизненности».
Когда мы говорим о философии Китая, то мы, прежде всего, говорим о даосизме и буддизме, но забываем о конфуцианстве. Есть разные мнения насчет происхождения конфуцианства. Например, писатель Ден Мин Дао — автор известной книги «Хроники Дао» считал, что конфуцианство — это ответвление даосизма, так как сам Конфуций был даосом.
Традиционная история приписывает первенство конфуцианству, так как в основе всей китайской культуры лежит трактат «Книга Перемен». Конфуций просто дал свою интерпретацию некоторым аспектам древнего учения. Еще один древний текст — «Канон Желтого императора» также считается основополагающей книгой для всей китайской культуры. Желтому императору приписывается и авторство «Книги Перемен».
Основная идея «Книги Перемен» заключается в том, что вначале существовал некий «Изначальный Порядок вещей», и все в мире было правильным. Инь и Ян себя никак не проявляли, в результате весь мир был в гармонии. Правда, не было и какого-либо движения. Это считалось «Изначальной Потенциальностью», или Нечто. Иногда это называли Ранним Небом. Когда Потенциальность проявилась в виде Творения, «Изначальный Порядок вещей» был нарушен, появилось разделение на противоположности Ян и Инь — Великий Предел (Тайцзи). Изначальная Потенциальность — это Небо, или Отец, или некая творческая сила. Вселенная — это Мать, или Земля (глина, или основа, из которой все рождается). Через соединение Отца и Матери рождается Сын (Человек) — Творение. Творение — это проявление конкретного замысла Отца (Неба) через соединение с Матерью. В Человеке Земля и Небо уравновешивают друг друга. Человек был Совершенным или Правильным (Цзюаньцзы — Правильный Человек, или «Мудрец, гуляющий глубоко в горах»). То есть изначально человек был Абсолютно Совершенной Личностью. Однако последующие поколения были хуже, чем их родители. При Правильном Человеке был Золотой Век. Потом равновесие между Землей и Небом нарушилось, и постепенно Небо пришло в упадок. Современный человек живет в полной дисгармонии между Землей и Небом (Инь и Ян). Правильный Человек был Изначально Бессмертен, но постепенно стал смертным. И весь мир, вся Вселенная в результате деятельности человека также пришла в упадок и стала разрушаться. Весь этот процесс — Позднее Небо, является необходимым этапом существования Нечто. Ибо в Творении проявляется Потенциальность. Иногда Нечто называют Источником.
Данная теория под названием «Земля и Небо» легла в основу даосизма. Даосизм изучает способы и методы, с помощью которых человек может снова стать Правильным Человеком (Сыном), обрести бессмертие, стать земным или небесным Сянем (Сянь — бессмертный). Иными словами, человек обретет возможность вернуться в Потенциальность и соединиться с Источником. «Разум того, кто соединился с Источником, сам становится Источником» (Ден Мин Дао «Хроники Дао»).
Конфуцианцы считают, что для того, чтобы стать Правильным Человеком, достаточно «уравновесить Небо и Землю», то есть привести все процессы, протекающие в теле, к «Изначальному Порядку вещей». Для этого нужно просто «сесть и успокоиться (расслабиться)», или «Войти в Поток». Иногда Поток называют «Столбом Тайцзи», или «Небесным Столбом». В этом столбе Инь и Ян уравновешивают друг друга. Таким образом, достигается Правильное Состояние.
Вначале Правильное Состояние вырабатывается в статических положениях, потом его учатся достигать в движении и общении с другими людьми. Главным достижением практики считается умение превратить свою жизнь, каждое действие и мысль в Правильные. Учатся Правильно сидеть, стоять, ходить, дышать, мыслить, говорить, действовать, есть, спать, заниматься сексом. Когда вся обыденная жизнь становится Совершенной, тогда человек становится Сянем (бессмертным или Правильным). По сути, нет упражнений, а есть правильные или неправильные действия. Неправильные действия ведут к разрушению и смерти, а правильные помогают достичь бессмертия. Путь от неправильного к правильному есть квинтэссенция, которой питается Источник и которая является необходимой составляющей Его Существования. Мастера цигуна говорят: «Научись правильно дышать — и изменишь свою судьбу». В данном случае под дыханием понимают уравновешивание «Земли и Неба». По сути, это вся наша жизнь. Дыхание и жизнь в данном случае синонимы.
Небо, Землю и Человека называют Тремя Силами — Сань Цяо. В даосизме это нашло отражение в учении о Трех Чистых.
*************
В процессе духовной эволюции сознание человека проходит через ряд трансформаций. Каждому состоянию сознания (точнее — осознания) соответствует свой уровень энергетики или жизненной силы — Всеоснова жи (жинанг — аналог китайской ци, точнее — Шэнь). Каждому энергетическому уровню соответствует своя энергетическая схема или энергетические каналы в теле человека. Таким образом, каждому уровню человеческого сознания соответствуют свои особые энергетические каналы или энергетические взаимосвязи в теле человека, или энергетическая система.
«Энергетическая система организма — это особая система взаимосвязей внутренних органов. Она отличается от других регуляторных систем: нервной и кровеносной. Эта система обеспечивает единство работы органов и тканей тела сообразно направленности психики (эго, души, духа) в контексте наследственной программы и кармических следов1.
Энергосистема обеспечивают нормальный рост, развитие клеток, выполняет защитные, питательные, контролирующие и трансформирующие функции. Она обеспечивает информационные процессы только в физическом теле и в части психики, сопряженной с телом.
Энергетический баланс человека — это баланс излучения и набора энергии. Энергосистема координирует все виды активности с пищеварением и климатическим осмосом. Расход осуществляется в биологическом цикле — цикле социальной направленности и психологическом цикле (метафизики)» (Кузовлев Ф.Н. «Школа акупунктуры Кузовлева Ф.Н.»).
Понимание и осознание окружающего мира напрямую связано с состоянием и уровнем биоэнергетики (ци) организма человека. А поскольку в теле человека имеется несколько типов ци, то сколько бы много не было энергетики одного типа, она не может оказать влияние на высший уровень сознания, связанный с более высоким типом энергетики. К примеру, человек может быть физически очень сильным и здоровым, но это не поможет ему постичь какие-либо философские категории. Точно так же ум, наблюдательность, изобретательность не помогут ему сделать свое тело сильным и здоровым.
В соответствии с дзогчен энергосистема человека в процессе его жизни проходит через две основные фазы: физическую и метафизическую. Этим двум фазам соответствуют три типа сознания.
Физическая фаза. Энергетическая схема представлена Большим и Малым энергетическими кругами, которые замыкаются в незамкнутый контур, идущий по передней и задней средней линиям тела. Эти линии соответствуют двум экстраординарным энергетическим каналам — ду май и жень май. Большой круг образован двенадцатью меридианами шести полых и шести плотных органов. Малый круг образован пятью главными органами — сердце, печень, почки, селезенка, легкие. За нормальную работу Большого и Малого кругов отвечает меридиан тройного обогревателя, который имеет три энергетических центра, располагающиеся на позвоночнике. Верхний обогреватель — 7-й шейный позвонок, Средний обогреватель — 5-й грудной позвонок, Нижний обогреватель — 5-й поясничный позвонок. Все три центра работают на подсознательном уровне, обеспечивая автоматизм энергообмена. Если этот автоматизм нарушается, то человек заболевает и умирает. Уровень сознания человека соответствует уровню животной души. Животная душа примитивна и работает на уровне удовлетворения физиологических потребностей организма. Еда, секс, сон и защита — основные функции животной души. Между каналами Большого и Малого кругов образуются коллатерали или Ло-каналы, которые обеспечивают дополнительные взаимосвязи.
Мышление или сознание животной души стоит на уровне абсолютного отрицания, которое выражается в виде формулы: «Я — не есть Это Все, но Все Это — МОЕ». «Я — не есть это дерево, но оно мне принадлежит». Человек отгораживает, отделяет себя от окружающего мира, делит его на плюс и минус, плохое и хорошее, проводит границы и запреты. При этом стремится захватить побольше всего, что попалось ему на глаза. Он верит, что смерть — это конец, предел, за которым ничего не существует. Поэтому «от жизни надо брать все». «Радуйся, пока молодой», «На наш век хватит», «После меня (нас) хоть потоп». В погоне за удовлетворением своих желаний и потребностей животная душа готова убить любого, кто ей помешает, уничтожить и продать все, чтобы достичь цели. «Цель оправдывает средства» — говорит она.
Животная душа стремится отхватить как можно больше, а затем огородиться, чтобы защитить свое добро.
Однако в процессе жизни животная душа вынуждена играть по правилам общества, в котором она живет и вынуждена сдерживать свои инстинкты и желания. Те, кто себя не сдерживают, становятся отщепенцами — бандитами, ворами, убийцами, становятся вне закона. Религия животной души — примитивный материализм. Если это Бог, то только карающий и милующий. Божество животной души работает по принципу меновой торговли — когда ему приносят угодную жертву, Оно дарует милость и исполняет желание, когда жертвы нет — Оно гневается и обрушивает свой гнев на людей.
В процессе жизни человек учится сдерживать свои желания, что приводит к замыканию контура экстраординарных каналов ду май и жень май и превращению его в микроорбиту, или Малый энергетический (небесный) круг. Микроорбита образуется за счет уравновешивания тела, упорядочивания мышления и взятия под контроль желаний и эмоций. Для этого включаются три контролируемых центра, или три дань-тяня. Нижний дань-тянь — центр физического равновесия, область пупка и чуть ниже, Средний дань-тянь — область солнечного сплетения, Верхний дань-тянь — область среднего глаза (межбровье). Все три центра основаны на самоконтроле, который получается за счет упорядоченной физической нагрузки, физкультуры и спорта, за счет упорядоченного обучения в учебных заведениях (школа, училище, институт, университет, академия) и за счет следования социальным законам и морально-этическим и религиозным нормам. В результате формируется телесная душа По. Душа По также воспринимает мир на уровне отрицания, но ее позиция иная. Она говорит: «Я — не есть это дерево, но оно мне не принадлежит». Телесная душа не стремится огородиться от мира, не пытается что-то захватить. Ей присущ альтруизм и стремление к идеалам. Она за добро, справедливость и равенство. Она хочет, чтобы всем было хорошо. Телесная душа По гоняется за утопиями. Но угодить всем нельзя. Когда у По ничего не выходит, она становится фанатиком своей идеи и ради нее готова уничтожить весь мир. Если душе По удается достичь цели, то она становится двигателем прогресса и продолжает развиваться дальше. В этом случае энергосистема переходит в метафизическую фазу.
Метафизическая фаза. В метафизической фазе за счет упорядоченной деятельности и самоконтроля образуется избыток ци, за счет которой начинают формироваться 8 чудесных, или экстраординарных, меридианов. Метафизическая фаза начинается с замыкания микрокосмической орбиты или двух чудесных меридианов ду май и жень май. Чтобы открыть восемь чудесных меридианов, нужна специальная духовная практика, или специальная система тренировок, или духовные искусства. По системе дзогчен существует четыре главные духовные искусства — дзогчен, йога, тантра и цигун. Только с помощью этих духовных практик можно взять под контроль метафизическую фазу и осознанно достичь ригпа.
Восемь чудесных меридианов также связаны между собой коллатералями, или сухожильными меридианами чжен бэ. В процессе метафизической фазы каналы ду май и жень май сливаются между собой, образуя срединный канал (центральный канал, «Столб Тайцзи», или «Небесный столб»). Ци из чудесных каналов (меридианов) и из Большого и Малого кругов собирается в области пупка, формируя «Бессмертного младенца» — Тай Си, или жемчужину. Иногда ее характеризуют как Черную жемчужину. Для формирования жемчужины важен контроль за сексуальной энергией. Это достигается либо за счет целибата (воздержания от секса), либо за счет специальной сексуальной практики, где происходит специальная сублимация сексуальной энергии и сексуальных секретов. Такая практика носит название тантрического секса или даосской алхимии (даосский секс).
Когда открывается центральный канал, то в тело человека входит Небесная душа Хунь. На Западе Ее называют Высшим Я. Постепенно происходит слияние животной души, телесной души По и Небесной души Хунь. Таким образом, человек осознанно входит в ригпа и становится земным или небесным святым (бессмертным) — Сянем по-китайски. Уровень земного сяня — это ИньШэнь, небесному Сяню соответствует ЯнШэнь или ригпа.
Постепенно происходит редукция энергетических каналов, и человек превращается как бы в одну единую чакру или большой пульсирующий шар. На этом уровне сознание человека воспринимает мир в Единстве и говорит: «Я Есть Это Все, но Это Все — не мое».
----------------------
О редукционных изменениях в физиологии в процессе матафизической фазы трансформации в тело света *=духа-разума* читать статью: