ПОТРЕБНОСТЬ РАЗЛИЧАТЬ МЕЖДУ ИСТИНОЙ И ЗАБЛУЖДЕНИЕМ
1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.
4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.
5 Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.
6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения. 1-е Иоанна, глава 4
>VII. ПОТРЕБНОСТЬ РАЗЛИЧАТЬ МЕЖДУ ИСТИНОЙ И ЗАБЛУЖДЕНИЕМ (4,1-6)
>4,1 Упоминание о Святом Духе напоминает Иоанну о том, что сегодня в этом мире есть другие духи, о которых следует предупредить детей Божьих. Здесь он предостерегает верующих не доверять всякому духу. Слово "дух", вероятно, относится прежде всего к учителям, но не только исключительно к ним. Если человек говорит о Библии, Боге и Иисусе, это еще не значит, что он - истинное дитя Божье. Мы должны испытывать духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Они утверждают, что приняли христианство, но в целом преподают другое евангелие.
>4,2 Иоанн предлагает практические критерии для проверки людей. Учителя можно проверить таким вопросом: "Что вы думаете о Христе?"
>Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. Это не просто признание исторического факта, что Иисус был рожден в мир в человеческом теле, а скорее исповедание того, что живая Личность, Иисус Христос, пришел во плоти.
>Такое вероисповедание признает Иисуса как воплощенного Христа и говорит о преклонении перед Ним как перед Господом нашей жизни. Услышав, что человек свидетельствует о Господе Иисусе как истинном Христе Божьем, вы будете знать, что он говорит от Духа Божьего. Дух Божий призывает людей признать Иисуса Христа как Господа и вверить Ему свою жизнь. Дух Святой всегда прославляет Иисуса.
>4,3 А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога. (В греческом критическом тексте опущено "что" и "Христа, пришедшего во плоти".) Именно так вы можете обнаружить лжеучителей. Они не исповедуют Иисуса, описанного в предыдущем стихе. Но это дух антихриста, о котором говорили пророки и который уже есть в мире. Сегодня многие говорят об Иисусе приемлемые вещи, но не признают Его как воплощенного Бога. Они говорят, что Христос "божественен", но Он - не Бог.
>4,4 Смиренные верующие способны победить этих лжеучителей, потому что имеют в себе Духа Святого, и это позволяет им обнаружить заблуждения и отказаться их слушать.
>4,5 Лжеучителя - от мира, и потому источником всего, что они говорят, есть мирское. Мир - начало всего, чему они учат, и поэтому он слушает их. Это напоминает нам о том, что одобрение мира не может быть оценочным критерием истинности учения. Если человек стремится к популярности, ему следует говорить лишь то, что говорит мир, но если он хочет быть преданным Богу, то неизбежно будет сталкиваться с неодобрением мира.
>4,6 В этом стихе Иоанн говорит как представитель апостолов: "Мы от Бога; знающий Бога слушает нас". Это означает, что все, действительно рожденные от Бога, примут учение апостолов, изложенное в НЗ. Напротив, те, кто не от Бога, отказываются от свидетельств НЗ или же стремятся добавить к нему что-то или фальсифицировать его.
Комментарии к Новому Завету Уильяма МакДональда
Комментарии на 1-е послание Иоанна, глава 4