Обращение к женщинам русскоязычной просторы.
Обращение к женщинам русскоязычной просторы.
Предлагаю Вам материал «О женщине» из книги «Дхарма Вахини» издания Московского центра (Саи Баба) Сатья Саи. 1997 год.
Отзывы присылайте. Тел.8-01597 25925
О женщине
1) Люди ссылаются на различные проявления долга, права и обязанности, но это все не является основополагающей Сатьядхармой[1]; это только средства и методы регулирования сложностей жизни. Они являются фундаментальными. Все эти моральные предписания и установленные правила поведения вызваны необходимостью урегулировать отношения двух типов созданий, двух типов природы, а именно, мужской и женской.
2) Они соответствуют Пракрити[2] и Параматме[3], грубому и тонкому, инертному и сознающему, — этой всепроникающей паре. Очевидно, что все это творение возникло благодаря взаимосвязи инертного и сознающего. В свою очередь, все последующее разнообразие появилось благодаря этому раздвоению. Эти ответвления и усложнения Дхармы[4] объясняются именно этими, мужским и женским аспектами.
3) Поэтому главная Дхарма практического развития мира заключается в моральном образе действий и поведении этих двух типов; чему бы ни учил какой-либо великий учитель, его учение не может не учитывать эти две различные природы.
4) Пурушадхарма[5]для мужчины и Стридхарма[6]для женщины — это важное практическое применение Сатьядхармы, о которой говорилось выше. Остальные предписания и дисциплины являются второстепенными, подобно притокам, которые встречаются с рекой Годавари на ее пути вперед. Они относятся к различным обстоятельствам, ситуациям и положению, которые являются временными. Вы должны обращать внимание на основное русло, а не на притоки. Сходным образом относитесь к мужской и женской Джахармам как к главным руководителям жизни и не отводите мелким второстепенным Джахармам решающие роли в драме жизни.
5) Стридхарма: о женском принципе говорят как об иллюзии, налагаемой на Себя Господом, как об энергии, которой он наделил Себя по Своей собственной воле. Это Майя[7], женская форма. Это причина, по которой женщина рассматривается как Парашакти Сварупа[8]. Она — верный спутник мужчины, его счастливая судьба. Так как она — конкретизация воли Господа, она является тайной, чудом, проявлением охраняющего принципа, королевой в его жилище, его благополучием, светом его дома. Женщины, являющиеся хранительницами Шактисварупы[9], не являются ни в каком смысле низшими; их природа полна силой духа, терпения и любви! Они обладают самоконтролем, который редко можно встретить у мужчин. Они являются примерами и лидерами для мужчин в их следовании по духовному пути. Чистая бескорыстная любовь является врожденной чертой женщин. Женщины, которые полны знания, воспитаны, увенчаны любовью, которые искусны в своем умении различать, соответствуют ли их слова и поступки Дхарме, подобны Богине Лакшми, приносящей в дом радость и удачу. Дом, где мужа и жену связывают узы святой любви, где каждый день они оба читают книги, питающие душу, где воспевается имя Бога и вспоминается Его слава, такой дом воистину является домом Господа — Вайкунтхой! Женщина, которая привязана к своему мужу силой Любви, воистину является цветком, источающим редкостный аромат, она как драгоценный камень, сияющий в семье; жена, наделенная добродетелью, поистине является сверкающей драгоценностью.
6) Целомудрие — это идеал для женщины. С помощью силы, которая дается этой добродетелью, она может достичь чего угодно. Савитри[10] смогла с помощью этой силы вернуть жизнь своему мужу, она на самом деле боролась с Богом смерти. Анасуя[11], жена мудреца Атри и мать Даттатреи, смогла даже превратить Троицу в младенцев. Налаяни[12], которая была верна своему прокаженному мужу, смогла мистической силой своего целомудрия остановить солнце в его движении! Целомудрие — это главная драгоценность женщин. Это добродетель, за которую она больше всего должна быть превозносима. Благоприятные плоды этой добродетели не поддаются описанию. Это само дыхание ее жизни. С помощью своего целомудрия и той силы, которая им даруется, она может спасти своего мужа от несчастий. Она спасает себя добродетелью и, без сомнения, обретает небеса посредством своего целомудрия. Дамаянти[13]силой своего слова обратила в пепел охотника, который домогался ее. Она несла все трудности одинокой жизни в джунглях после того, как ее муж, царь Наль, оставил ее, неожиданно став жертвой жесткой судьбы.
7) Скромность очень важна для женщин, это бесценная драгоценность. Если женщина переступает границы скромности, это нарушает Дхарму; нарушение этих границ приводит к многочисленным бедствиям. Более того, разрушается сама слава женственности. Без скромности женщина лишена красоты и культуры. Смирение, чистота мыслей и манер, кротость, приверженность высоким идеалам, чувствительность, мягкость нрава — своеобразная смесь этих качеств и представляет собой скромность. Это самое бесценное из всех сокровищ женщины.
8) Скромная женщина всегда будет держать себя в разумных границах, руководствуясь внутренним ощущением правильности. Она автоматически отмечает для себя, какое поведение является соответствующим ситуации, а какое — нет. Она придерживается только добродетельных поступков и поведения. Скромность — это испытание женского величия. Если у женщины нет скромности, она наносит вред интересам самой женственности, кроме этого она подрывает свою собственную личность. Она становится похожей на цветок без запаха, и мир перестает любить, почитать и даже признавать этот цветок. Отсутствие скромности делает жизнь женщины пустой и бесполезной, несмотря на ее многочисленные достижения. Скромность возвышает ее до высот величественной святости. Скромная женщина обладает властью у себя дома и за его пределами, в обществе и в мире.
9) Некоторые могут вмешаться здесь и заметить: «Но женщины, отбросившие все правила скромности, почитаются сегодня! Они ходят важно, с высоко поднятой головой, и мир почитает их ничуть не меньше». Мне нет нужды знакомиться с подобными явлениями современного мира. Мне они не интересны. Может быть, они получают какой-то почет и уважение, но это уважение неоправданное и незаслуженное. Когда почет незаслуженный — он равносилен оскорблению: принимать его означает принижать сам дар. Это не уважение, это лесть, которую жадный и корыстный бросает бесстыдному. Это как грязный плевок.
10) Конечно, скромная женщина не должна жаждать уважения или похвалы. Ее внимание всегда будет сосредоточено на границах, которые она не должна переходить. Уважение и похвала придут к ней незаметно и без всякой просьбы. Нектар в цветке лотоса не зовет пчел, цветы не просят пчел прилетать к ним. Когда пчелы отведают сладость, находящуюся в цветах, они сами будут искать их и устремятся к ним. Они прилетают благодаря привязанности между ними и сладостью. Такая же взаимосвязь между женщиной, которая знает положенные границы, и уважением, которое она вызывает.
1) Образование необходимо как для мужчин, так и для женщин. Но образование для женщин должно соответствовать их особым потребностям. Образованные женщины поистине содействуют развитию Дхармы во всем мире. Родители также должны прилагать усилия, чтобы дать им должное образование.
Женщинам не должна даваться свобода в определенных вещах. Я не одобряю предоставление им свободы. Они должны стать идеальными женщинами, этим и должно определяться их образование.
2) Необузданная свобода разрушительна для Дхармы, кроме того, из-за нее женщины причиняют вред себе. Вращение в обществе без всякого разбора приведет к разрушительным результатам. Конечно, в прошлом также были образованные женщины, но они никогда не отрекались от своей Дхармы, они никогда не забывали цель Атмадхармы[14]. Видья, или образование, должно строиться на основе Вивеки, или Различения. Сулабха[15], Савитри, Анасуя, Гарги[16], Налаяни и другие подобные образцы целомудрия, преданные Господу как Мира[17], йогини типа Чудалы, все они были рождены здесь, в Бхаратадеша[18], и своей приверженностью Дхарме они укрепляли Дхарму. Однажды даже Джанака[19] был поражен, когда Сулабха со своей ученостью и опытом рассуждала об Атме[20]! Именно благодаря примерам таких великих и святых женщин, чьи характеры и поведение вдохновлялись Бхакти[21] и Джнаной[22], даже сегодня простота, смирение и преданность сияют в сердцах женщин Бхаратадешы.
3) Их пример должен вдохновлять современных женщин, они должны стараться вести такую же жизнь, как и эти женщины в прошлом. Индусская женщина должна всегда иметь перед собой в качестве руководства идеал Дхармы и совершенствоваться в духовной дисциплине. Она может совершенствоваться в любой области, относящейся к объективному миру, которому отдается предпочтение сегодня, но нельзя забывать о благополучии духа. Она должна интересоваться изучением Веданты[23], которая развивает внутреннее видение. Женщина без такого обучения похожа на неустойчивую скалу, представляет опасность для себя и для других и является очень неуравновешенным человеком. Сулабха и другие, кто занимались таким изучением, стали Брахмавадинами[24] и приобрели большую известность. Индия дала несколько таких святых и ученых женщин. Пандиты[25] и Видваны[26] приходили к таким женщинам за вдохновением и наставлениями.
4) На чем основан прогресс? Прогресс нации, общества и семьи зависит от правильного образования женщин. Страна может быть возвышена до своего первоначального величия только через женщин, достигнувших совершенства в Атмавидье, науке осознания реальности. Если страна хочет достичь постоянного процветания и мира, необходимо обучать женщин в системе образования, которая будет делать упор на моральное поведение, моральные качества. Причиной современного падения моральных стандартов и отсутствия мира в обществе является пренебрежение этим аспектом образования женщин. Земля и небо остались те же, изменился идеал образования — от Дхармы к Адхарме[27].
5) О сегодняшнем образовании говорят как о Видье[28], но это только одно название. Если мы посмотрим на действия и черты характера современных образованных людей, мы поймем, что образование не заслуживает этого имени. Образованный человек должен быть способен впитывать внутреннюю радость Атмана независимо от внешних обстоятельств, он должен постичь цель существования; он должен знать дисциплину реализации. Милость Бога — это был диплом, который каждый студент хотел получить в прежние времена. Этот Диплом выдавался тем, кто достиг успехов в области развития морали, знания Атмана, очищения инстинктов, хорошего поведения, чистых привычек, контроля над чувствами, ограничения ума и развития божественных качеств. Сегодня, однако, все по-другому. Сегодня диплом можно получить, вызубрив несколько книг! Проходя через современную школу, человек не может получить моральную и духовную подготовку.
6) Каждая женщина должна получить хорошее образование. Она должна быть способна понимать проблемы страны. Она должна оказывать служение и помощь стране, обществу и семье по мере своих возможностей и в пределах своих ресурсов и способностей. Нация может быть построена только на культуре женщин. Приходящее поколение формируется сегодняшними матерями. Это поколение полно адхармы и несправедливости, потому что матери, которые воспитывали его, не были достаточно разумными и бдительными. Ну, что случилось, то случилось. Чтобы спасти, по крайней мере, следующее поколение, женщины должны быть вовремя предупреждены: им следует рекомендовать принять идеалы древности в качестве модели.
7) В прошлом, настоящем или в будущем — во все времена женщина является стержнем прогресса, сердцем нации, самим ее дыханием. Она играет главную роль в Дхарме жизни — ключевую роль, которая наполнена святостью. Ее миссия — заложить основы благочестия и морали. Она должна обеспечить детей необходимой моральной и духовной подготовкой. Когда мать наполнена Дхармой, это благоприятно сказывается на детях, и они также наполняются ею. Если она строго придерживается морали, дети также учатся морали. Поэтому уровень образования среди женщин определяет процветание или упадок страны. Их действия, их поведение являются решающими факторами.
8) Огромная ответственность ложится здесь на родителей и на старших. Посмотрите на сегодняшних студентов: вы не увидите в них никаких следов культуры. Вопросы духовности, разговоры об Атме вызывают у них смех! Пышность слов и рабская привязанность к одежде — вот что стало модой. Это не настоящая культура. Образованные женщины сегодня беспомощны, когда речь заходит об управлении домом. Дом для них — это гостиница; они находятся в беспомощной зависимости от повара и горничной. Образованная женщина — это раскрашенная кукла, украшающая современное жилище, она обуза для мужа, ярмо на его шее. Он задавлен ее настойчивыми требованиями потратить деньги на разного рода покупки. Она не участвует в поддержании порядка в доме и заболевает из-за своего откровенного безделия, большого количества еды и сна, без каких-либо занятий, и это очень быстро приводит ее к смерти.
9) Безответственное поведение женщин наполнило современный мир атмосферой упадка Дхармы. Женщины вредят самим себе, гоняясь за мимолетными наслаждениями, забыв о необходимости развивать хороший характер и возвышенные качества. Они увлечены своей псевдосвободой, которая тешит их тщеславие. Быть все время занятым продвижением по службе, получением ученых степеней, отдавать свое внимание то одному, то другому, не оказывать уважения старшим, отбросить страх перед злом и грехом, не обращать внимание на призывы добрых и святых людей, заставлять мужа плясать под свою дудку, отрицать необходимость раскаяния в своих ошибках — разве это признаки образованности? Нет, это все чудовищные формы Авидьи[29], невежественные эгоистические отношения, которые делают человека уродливым и отталкивающим.
10) Если жена воспринимает дом мужа как священный, то этот дом сам наделяет ее всяким умением и необходимыми качествами. Никакое место в мире не может быть лучше для нее, чем этот дом. Один святой поэт пел о том, что это ее храм, ее школа, ее место для игр, ее политическая арена, ее поле для жертвоприношений, ее место отшельничества.
11) Образованные женщины могут оказывать полезное служение сообществу, которое их окружает, согласно своему умению, вкусу, наклонностям, желаниям, характеру, образовательному уровню, образу жизни, дисциплине и учености. Они должны стараться не запятнать репутацию своих родителей, своей семьи и свою собственную. Женщина, лишенная хорошего характера, настолько плоха, что ее можно сравнить с мертвой, поэтому женщина всегда должна быть бдительной, когда она вращается в миру. Она должна избегать пустых разговоров и общения с кем попало. Используя способность к различению, женщина будет участвовать только в тех действиях, которые укрепляют уважение и известность ее мужа, и будет избегать действий, которые могут запятнать репутацию. Вот почему говорится, что «Садгуна», или добродетель, это признак образованного человека, это то, что придает ценность самому образованию.
12) Я не утверждаю, что женщины не должны получать образование и не должны входить в общество. Где бы они ни принимали участие в общественной жизни, если они наделены хорошими качествами и если эти хорошие качества сопровождаются хорошими действиями и привычками, следованием Санатанадхарме[30]и садхане[31], их образование будет иметь смысл и принесет пользу обществу. Обучение и общество не являются вредными сами по себе, они взаимодействуют с природой людей, которые используют их, и приводят к хорошим или плохим результатам. Кошка хватает и котенка, и крысу одними и теми же зубами, в чем же разница? Котенка она ласкает, а крысу убивает. Зубы сами по себе нейтральны, именно котенок или крыса определяют результат действия.
13) Точно так же знание может развить способность различения, вдохновить на служение, содействовать исследованию реальности и поиску Абсолюта и даже вымостить путь к достижению состояния Парамахамсы[32]. С другой стороны, оно может вскормить и укрепить корни лжи, лицемерия, жестокости несправедливости, оно может научить человека новым средствам обмана и разрушить его земной путь. Оно может превратить любовь в ядовитую ненависть, а истину — в яблоко раздора.
14) Поэтому какой бы предмет женщина ни изучала, в чем бы она ни совершенствовалась, какую бы ученую степень она ни получала, каков бы ни был ее собственный статус и статус ее мужа, она должна твердо придерживаться этих истин. Истинное очарование заключается в добром характере. Нравственность — это само дыхание женщины, скромность — сама жизненная сила, следование истине — ее ежедневный долг. Она должна взращивать в своем сердце страх греха и страх перед Господом и развивать в себе очарование смирения. В религиозной, моральной и физической областях жизни она должна следовать строгим предписаниям Дхармы и рассматривать это как основу любой Видьи. Она должна быть готова пожертвовать даже самой жизнью, чтобы отстоять свою честь, она должна укреплять и сохранять свое целомудрие и преклонение перед мужем. Это главная Дхарма женщины. В этом причина ее рождения именно как женщины.
Сатья Саи Баба (из книги «Дхарма Вахини»)
[1] Сатьядхарма — долг, закон праведности, кодекс чести, предписанное действие.
[2] Пракрити — природа, качество, чистота, ясность, гармония.
[3] Параматма — высший дух, высшая душа.
[4] Дхарма — моральное совершенство, истина, кодекс чести, добродетель, долг, закон, созидательный закон жизни.
[5] Пурушадхарма — муж, мужчина, совершенный человек, созидающий дух, живущий в теле, индивидуальный дух.
[6] Стридхарма — кодекс поведения для женщин.
[7] Майя — иллюзия… У нее 3 качества: чистота, страсть, инертность (лень). Забыв их, человек становится животным.
[8] Парашакти Сварупа — высшая созидательная сила, активная энергия, божественная ипостась женского начала.
[9] Парашакти Сварупа — высшая созидательная сила, активная энергия, божественная ипостась женского начала.
[10] Савитри (царевна) — См. Мхб. Кн. 3, Гл. 277–283 — «Сказание о Савитри».
[11] Анасуя — жена великого риши Атри (один из семи сыновей Брахмы), обратилась к богам Брахме, Вишну и Шиве с просьбой воплотиться в ее сыне. Владыки согласились и приняли воплощение в облике Даттатрейи. По другой версии мифа Божества воплотились: Брахма в образе Чандры (Сомы), Вишну — Даттатрейи и Шива как Дурвасас.
[12] Налаяни — согласно преданию, принадлежала к числу пяти совершенных женщин Земли и в своем следующем воплощении приняла облик Драупади — жены братьев Пандавов, героев «Махабхараты».
[13] Дамаянти — см. Мхб. Кн. 3, Гл. 50–79 — «Сказание о Нале».
[14] Атмадхарма — духовный долг, божественный дух в человеке.
[15] Сулабха — странствующая женщина-аскет, силой йоги могла менять тело или входить в чье-либо тело, так, день она провела в теле царя Джанаки, чтобы познать «его разуменье освобождения». Их беседа приводится в «Махабхарате». Кн. 12, Гл. 320.
[16] Гарги Вачакнави — дочь Вачакну, в Брихадараньяка Упанишаде, во время брахмодьи (состязание брахманов на право вести жертвоприношение) выступает одним из оппонентов мудреца Яджнавалкьи.
[17] Мира — царица, преданная, посвятившая себя Господу.
[18] Бхаратадеша — Индия.
[19] Джанака — царь Видехи, прославленный за свою любовь к знанию и щедрость; отец Ситы — супруги Рамы, героини «Рамаяны», в Упанишадах выступает участником дискуссий о Брахмане.
[20] Атма — подлинная сущность, истинное Я! Чиста и бесценна, внутренний человек.
[21] Бхакти — преданность, преданное служение.
[22] Джнана — мудрость, божественное знание, разбуженное сознание.
[23] Веданта — веды.
[24] Брахмавадин — толкователь священных текстов.
[25] Пандит — ученый, знаток вед.
[26] Видван — ученый, мудрец, сведущий.
[27] Адхарма — беззаконие, безбожие.
[28] Видья — знание, образование, наука, высшее (духовное) образование.
[29] Авидья — незнание, невежество, сознание множественности, но не единства.
[30] Санатанадхарма — вечная дхарма, универсальная религия, следование законов вселенной.
[31] Садхана — духовная практика, преданное служение, основанное на строгом следовании правилам и предписаниям.
[32] Парамахамса (парамахамса) — букв. «лучший среди лебедей» — эпитет, которым награждают святого преданного, достигшего высочайшего духовного уровня.