Буддизм в Бурятии. Глава 3
НАЧАЛО ПРОСТОЙ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ
С 28.07. по 30.07.06 г. В дацане большой буддийский праздник.
ХУРАЛ – чтение священных текстов на тибетском языке все три дня. По 4-5 часов читаются тексты с двух часовым перерывом на обед. Приезжает много посетителей, в основном буряты. Бывают и иностранные гости. Традиции буддизма здесь почитаются и выполняются. С большим почитанием и уважением чтится память о великих земляках буддистах бурятах прошлого, которые внесли большой вклад в развитие буддизма в Бурятии.
31.07.06 г. Впервые увидел живого суслика в шагах 30 от меня. До этого я их видел только по телевизору. Жара стоит невыносимая, духота, но в домике прохладно. Начал учить тибетские буквы и бурятские слова. Занятие интересное.
Поколол дрова, сложил в поленницу. Встаю уже две ночи подряд для того, чтобы погулять по территории дацана и посмотреть на звездное небо.
Все буряты от мала до велика хорошо и чисто говорят по –русски. Будду почитают в основном буряты.
Дацан почти каждый день кто –нибудь посещает. Приезжают посмотреть на буддийские традиции, на сами культовые сооружения, религиозные убранства самого дацана. Из Улан – Уде по специальной для иностранцев программе приезжают заграничные гости. Пока я жил в дацане приезжали англичане, американцы, австралийцы, новозеландцы, немцы, люди разных возрастов.
При всем при том, что дацан очень посещаем гостями, здесь настоящая относительная тишина, покой, уединение, забвение. Таково моё ощущение внешнего пространства вокруг дацана и, если такого ощущения человек достигает внутри себя и вне себя, то наличие гармонии налицо и человек попадает в земной рай. Что и произошло со мной; я попал в земной рай.
Вчера впервые увидел птицу удода. Красивое оперение, на голове хохолок, размером с галку, но красивее её.
Суслики, как хозяева прогуливаются по территории дацана. Крупные кузнечики летают как вертолеты с сильным шумом. Падают на землю с большой высоты и не разбиваются, а если человек упадет с такой высоты, то, как минимум, увечье обеспечено.
Умиротворение ощущается в каждом кубическом сантиметре внешнего пространства, в спокойствии местного бурятского населения, в их доброжелательности и готовности чем –то помочь. Благодаря учению Будды, такое отношение к людям здесь сохраняется до сих пор.
Сопки, леса, низины, степные просторы – всё это делает бурятскую землю величественной и красивой. В реках вода холодная, быстрая и чистая.
Отсюда 4 часа на машине и приедешь на озеро Байкал. Южнее на 500 км. уже Монголия, восточнее на 1000 км. уже Китай. До Москвы далеко, а до Китая и Монголии рукой подать.
Живя в Бурятии, в дацане я стал вести свои дневниковые записи, собирать различный материал, касающийся жизни людей этого края, жизни буддистов и о буддистах Бурятии, читать интересные книги, попадающиеся мне на глаза, делать газетные вырезки.
Идея написать книгу о буддизме Бурятии у меня появилась сразу, как только сюда приехал. Дневниковые записи и собранный материал - аргументы, которые помогли мне это сделать и время пришло. Я с удовольствием воплощаю свою идею в реальность интернетовского формата.
Посвящаю эту книгу моим духовным буддийским наставникам БАИР – ЛАМЕ и ТАРБА – ЛАМЕ, с которыми меня свела судьба, о которых у меня остались самые теплые воспоминания.
15.08.06г начал гореть лес на южной стороне сопки в семи километрах от дацана. Эти дни стоит очень жаркая погода, дождей нет. Весь склон выгорел. Горит уже три дня. Местное население не может справиться с таким пожаром, а республика не думает помогать. Зрелище не из приятных, ведь горит лес – зеленое золото России. Южная сторона полностью сгорела и огонь перекинулся на северную сторону сопки. Дым густой пеленой поднимается над сопками и, опускаясь, ложится между ними, как сплошной туман. Часть дыма ветер относит в сторону города.
Время летит быстро, незаметно. Я постоянно занимаю себя: изучаю тибетский алфавит, пишу свою философию, занимаюсь различными хозяйственными работами на нужды дацана. Раз в неделю, в субботу протапливаем баню, где моемся и стираем свои не мудреные вещи.
Два ученика, по –бурятски хувараки , молодые ребята, зовут их Мунко и Баир, не имеют элементарного понятия о культуре общения, поведения, отношения к старшему по возрасту, нет нормального образования и воспитания. С ними пришлось поработать и поставить на своё место в отношении их со мной. Третий хуварак чуть постарше этих двоих и более серьезен. Все трое местные ацагатовские ребята.
Так же трое лам, монахов высокого ранга, хорошо образованных и понимающих моё положение тоже являются местными жителями, живущими в деревне Ацагат, которая расположена ниже самого дацана у подножья сопки. Все ламы женаты, имеют своё хозяйство, дома, семьи, машины.
Так как все местные, то в дацане на ночь никто не остается, все в основном ночуют у себя дома, ламы в своих семьях, хувараки в своих.
Я живу при дацане постоянно с бурятом – сторожем, которого зовут Бударжап. Он пенсионер, человек бывалый, разведенный. Постоянно пьет чефирь, много курит, часто кушает, любит выпить, очень медлителен в своих движениях.
Живем вместе, ничего не делим. Пока уживаемся. Т.к. он и я играем в шахматы, то иногда разряжаемся, играя в них. Я постоянно его выигрываю, он не обижается.
Ни по ком не скучаю, в Казань не тянет. Сейчас уже точно никто ни кому не будет мешать жить, ни я жене и детям, ни жена и дети мне.
Как сложится их дальнейшая жизнь я не знаю. Как сложится моя дальнейшая судьба я тоже не знаю.
Больше десяти дней горела сопка, пожар так и не унимался. Сегодня 23.08.06 г. дым вроде бы, стал исчезать. Сопка превратилась в красное пятно на зеленом фоне.
Права на свои права нормального сожительства мне приходится защищать и здесь в буддийской общине ацагатского дацана. 20.08.06 года в воскресенье утром у меня произошла небольшая стычка с молодым хувараком 22 лет по имени ДОРЖО. Пришлось применить физическую силу, для того, что бы объяснить, кто я такой и заставить всех хувараков уважать мой возраст.
Удивительно то, что я, как бы, сам себя сослал в сибирскую ссылку на неопределенное время, о чем ни чуть не сожалею.
Бударжап – сторож дацана третий день не приходит в дацан. Три дня тому назад он выпил бутылку портвейна, окосел, и его настоятель дацана вывез в деревню, что бы в пьяном виде не шатался по территории дацана. Оказалось, что он законченный алкоголик и когда напьется, начинает бурчать, что –то постоянно говорит, не может спать, ходит туда –сюда. Он стал мне сильно мешать. Сколько он здесь ещё продержится в качестве сторожа я не знаю, но руководство хочет его прогнать. Он позорит буддийскую общину.
В дацан из города приехало двое молодых штукатуров, чтобы заниматься заделкой оконных откосов после замены деревянных рам на пластиковые.
Здесь продают очень вкусный белый хлеб. Буханки маленькие, пекарни все частные.
Я в единственном числе постоянно проживаю в дацане и на время отсутствия сторожа его заменяю.