Я - творец! Я творец?
От автора: Статья опубликована на моем блоге "Ошибки мышления или беседы для осознания"
«Стань творцом своей жизни!» - лозунг, который очень часто можно встретить. Наверно, очень приятно осознавать себя творцом своей жизни. А вы когда-нибудь задавали себе вопрос: «Как я творю?»
Удивительно другое, если вы что-то задумали и это что-то происходит именно так, как вы задумали, то вы с гордостью заявите: «Это результаты моего творчества жизни». А если что-то не происходит или происходит не так, как вы задумали, или как вам хотелось, или как вам нравится, вы назовете себя творцом? Скорее всего – нет, и спишите это на обстоятельства, других людей и т.п.
Человеку очень нравится быть уверенным в том, что он самостоятельно что-то решает или выбирает.
Конечно, самостоятельно, но только из того, что человек уже знает. Даже выбирая, как нам кажется, что-то новое, мы все равно выбираем то, что известно, где есть хоть какая-то гарантия получения нужного результата. Но разве это творчество? Как вы думаете, можно назвать творчеством то, что известно?
Человек так устроен, что он будет выбирать то или это, но обязательно из того, что понятно. Понятно – значит известно. Свобода выбора только из того, что мы знаем. Значит, все-таки не творим, а выбираем. Настоящее творчество – это всегда новое, неизвестное.
Из Википедии: «Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее».
Так является ли человек творцом или все-таки производителем определенного результата?
Если мы заявляем, что творим свою жизнь, то насколько глубоко мы видим механизм своего творения, всю индивидуальную последовательность этого действия?
Если говорить о производстве, то видим ли мы механизм своего производства или своего выбора? К сожалению, и здесь не все и не всегда.
Если вы что-то сотворили в материальном мире, то вы сможете последовательно рассказать, что и как вы делали. А если это мир эмоций и состояний? Вы сможете последовательно рассказать, что и как вы делали?
Предположим, что вы проснулись утром в плохом настроении. Вы можете точно сказать – как вы его сотворили? Что стало предпосылками результата вашего творчества?
Исследовать процесс своего творчества – это исследовать себя. И если человек заявляет, что он творец (никто не заявляет, что он производитель своей жизни), то он должен знать свой механизм творения. Вы знаете его? Вы знаете себя? Если вы не знаете свой механизм творения и не можете ничего о нем сказать – то творец ли вы?
Вместо того, чтобы исследовать себя, как мы сотворили плохое настроение, мы начинаем искать какие-то практики, упражнения для выхода в позитивное состояние. А это уже производство. А раз это производство, то получается, что мы машина, в которую можно заложить программу, и она будет работать так, как нам хочется.
Как это неприятно осознавать, но мы машина и есть, в которую заложены программы нашими родителями, нашим обществом, нашими друзьями, приятелями, разнообразными гуру и т.п. Но стараемся ли мы понять, как работает эта программа? Чаще всего – нет, и выбираем единственное решение – перепрограммирование себя под определенную ситуацию, словно вся жизнь – это что-то неизменное и повторяющееся.
Например, в детстве человек получил опыт обиды, наблюдая, как мама вызывает обидой чувство вины у отца. Повзрослев, человек замечает, что обида не всегда достигает своей цели и принимает решение – научиться не обижаться.
Получает какие-то знания, как это правильно делать, или наблюдает, как это делают другие. И теперь на любую обиду отвечает, например, улыбкой. Внешне новая программа начинает работать, но внутри все равно так и остаются те неприятные чувства, которые и раньше человек испытывал, когда чувствовал, что его обижают.
Чтобы закрепить новый вариант поведения, человек начинает подавлять эти неприемлемые чувства, тем самым обучаясь неумению чувствовать вообще. Может быть, где-то и надо сказать, что для меня это обидно и неприятно, но новая программа не допускает возможности проявления обиды. Для машины дана другая установка, которой она и придерживается, и программа не дает ответа, что делать с чувственной сферой человека. Ведь для машины это и не важно.
Удивительно, сколько заблуждений строится вокруг понятия «Творец своей жизни».
Одно из любимых занятий человека – делать одно и то же, и ожидать разных результатов.
Жена может изо дня в день «пилить» мужа за то, что он после работы вместо того, чтобы идти домой, встречается со своими друзьями, ожидая, что он наконец-то услышит ее и будет приходить домой сразу после работы. Но чем больше она «пилит», тем меньше у мужа желания идти домой и тем дальше он будет отодвигать процесс встречи с женой, как неприятный. И никогда не догадается поразмышлять – почему я не получаю результата, может быть что-то делаю не так?
Кстати, еще одна фишка, которую сейчас раскручивают: «Секрет фильма «Секрет» не работает, сели вы не знаете…» или из рекламы: «авторы фильма не раскрыли
самую главную тайну. А именно, каким образом можно привлечь желаемое в Вашу жизнь. То есть, с “золотой рыбкой” и “Джинном” познакомили, а как ими пользоваться, показали обрывочно, бессистемно».
А дальше предлагается еще дополнительная информация, что нужно знать, чтобы секрет сработал. Ну, естественно за деньги, разве может секрет быть бесплатным. И все дальше и дальше мы уходим от самих себя, бежим за этим иллюзорным решением, которое подойдет всем, а значит и вам. Бежим за очередной программой для робота: «Вот сейчас я что-то узнаю такое, и моя жизнь сразу изменится!»
Следующий вопрос – если все-таки человек творец своей жизни, то почему не все его желания реализуются? Часть желаний у человека будет реализовываться, но это та часть, которую он творит сознательно. Как мы уже выяснили, в нас есть и другая часть – подсознательная, которая тоже творит. Но нам совершенно не понятно, каким образом она это делает. И если что-то случается у нас неприятное, мы сразу говорим, что это не мы, что произошла ошибка, что не правильно сформулировали желание, было не то время, не то место и т.п. И ответственность за это творение на себя не берем.
Получается, что творец что-то вроде творил сознательно, но получил совсем не то, что предполагал. И опять вопрос – что же он тогда за творец?
Как я уже писала, проблема только в одном, сам творец не знает, как он устроен, поэтому и творит совсем не то, что он хочет. А если получает не то, что хочет, то результат называет неудачей, ошибкой, спишет его на обстоятельства и не возьмет на себя ответственность за свое творение.
Хотим мы этого или нет, но сознательными Творцами нас назвать сложно, мы, конечно, творим, но сами не ведаем что.
Попробуйте посмотреть на свое «творчество» по-другому. Например, проснувшись утром в плохом настроении, скажите себе: «Я сотворил для себя сейчас плохое настроение». Потом задайте себе вопросы: «Как я его сотворил?», «Зачем я его сотворил?». Вспомните все мысли, которые пришли утром в вашу голову. Может быть, вы подумали о предстоящем неприятном для себя деле, или вспомнили, что вчера поругались с кем-то из близких и сегодня вам нужно смотреть ему в глаза, а вы чувствуете вину и т.п. Может быть, за окном нет солнышка, и у вас сработала определенная программа. Или впереди предстоит неприятная встреча, и вы уже сейчас переживаете ее. Это все очень индивидуально. Ваша задача – увидеть, как вы творите плохое настроение.
Постарайтесь увидеть, что вы сами создаете какую-то опасность в уме, которую потом самим же вам приходится решать или от которой приходится защищаться. Сначала создаете, а потом ищете из нее выход.
Это трудно признать, но все наше «творчество» направлено на то, чтобы хоть чем-то занять себя. А когда вы чем-то заняты, у вас появляется ощущение, что вы живете. А если вы останетесь один на один с собой, то… Это страшно, я понимаю, именно поэтому мы и бежим от самих себя.
И по большому счету не важно, чем вы заняты, главное, что заняты. И занимаем мы себя тем, что знакомо, что привычно, на что у нас есть «программы», загоняем себя в те состояния, которые знаем, вот и все наше творчество. Привычно обижаться – мы творим в себе обиду, но при этом говорим, что это нас обидели. Привычно злиться – мы злимся, но при этом говорим, что нас разозлили. А если привычно улыбаться, то говорим, что сами творим свое настроение.
Если нам родители говорили, что воровать плохо, мы не воруем и называем это своим осознанным выбором. А если родители говорили одно, но делали другое, то и мы выбираем эту же программу, не осознавая этого. Если мама дала установку, что «все мужчины сво…», то мы и относимся определенным образом к мужчинам. Так что, какое тут творчество!
Посмотрите внимательно на результат вашего «творчества» – на вашу жизнь. И начните исследовать – как вы творите то, что имеете. Почему вы получаете не те результаты, которые хотите. Но не спешите сразу одно заменять другим, не выяснив причину, почему вы поступаете так. Это получается как в медицине – лечить симптомы, а не болезнь.
Не спешите творить что-то другое, сначала разберитесь с тем, что вы творите сейчас и как вы это делаете. Только тогда вы без борьбы сможете выбрать другие варианты вашего творчества (а все-таки скорее не творчества, а производства).
Если вы обиделись на кого-то, то подробно распишите – как это произошло, какое слово вас «зацепило», какое значение этому слову вы придаете. Если не можете принять чей-то поступок – то, какие у вас убеждения относительно этого поступка. Откуда появились эти убеждения. Выпишите все свои мысли без цензуры, выпишите результаты вашей обиды.
Короче – напишите сочинение на тему «Как я обиделся», но пишите именно про себя, что вы обиделись, а не про то, что вас обидели, как мы это привыкли рассказывать. Когда вы записываете, способность к пониманию, осознанию и усвоению повышается на 90%. Подробно разбираясь в теме обиды, в голову к вам придет множество других вариантов поведения, кроме обиды, из которых вы сможете выбрать самый экологичный для вас. Это уже и будет начало ВАШЕГО ТВОРЧЕСТВА.
С уважением, Татьяна Ушакова.