Невидимые миры видимой реальности. Почему мы не замечаем явного?
Все, что видим мы — видимость только одна.
Далеко от поверхности моря до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей не видна.
Омар Хайям
Стоим с приятелем в кафе. Я киваю головой на сковороду с жареным мясом:
— Вон, видишь? Очень рекомендую!
— Да, я тоже на них смотрю.
Обращается к кухарке:
— Дайте мне, пожалуйста, четыре такие штучки.
Меня начинает клинить. Не могу понять: он, что, собрался четыре куска мяса спороть? Там один размером с тарелку! Кухарка переспрашивает:
— Вам блинов?
— Да, да, с вареньем…
И тут только я замечаю, что рядом со сковородой, на которой лежит такое привлекательное для моего мозга мясо, стоит ещё одна, на которой пекутся блинчики. Мой приятель не заметил мясо, я не обратил внимание на блины. Две сковороды до некоторых пор существовали лишь в мире той женщины за прилавком.
Наш мозг отбраковывает информацию, кажущуюся ему не существенной, дабы не перегружать всяким хламом сознание. Сознание, вообще, дорогая штука, слишком энергозатратная. При этом всё, что воспринимают наши органы чувств (а это весьма ограниченный диапазон сигналов из окружающего мира), фиксируется бессознательным. А оно уже решает, что для нас актуально, непроизвольно переводя внимание на кажущиеся важными ему вещи.
Создаётся любопытный парадокс. Мы олицетворяем себя с самосознанием, но руководит нами нечто, что мы не в состоянии осознать. Это позволяет нам бесчисленное множество действий осуществлять автоматически, сознание же при этом параллельно занимается своими делами. Как правило, всякими глупостями. Однако, ситуация в корне меняется, когда мы заняты обучением. Осваивая новый род деятельности, мы можем целенаправлено, то есть произвольно, удерживать внимание на выбранном объекте. Это очень утомляет и съедает большие объёмы энергии, но зато позволяет создать новые автоматизмы.
Яркий пример — процесс обучения чтению. Если Вам доводилось учить своего ребёнка читать, то Вы не могли не заметить, сколь трудно ему даётся на первых порах необходимость концентрации внимания на буквах. И до тех пор, пока он вынужден себя контролировать при чтении, он быстро утомляется. Но стоит освоить этот навык, как слова читаются «сами собой». Чтение становится лёгким, потому как буквы уже перестают восприниматься сознанием, оно лишь получает готовые образы из бессознательного, способного обрабатывать информацию быстрее и с меньшими энергозатратами.
Так почему же, порой, мы не замечаем действительно важные для нас вещи? Например, машину, движущуюся в нашем направлении? Да потому, что в мире нет места совершенству. Не стоит идеализировать и могущество бессознательного: кажущийся безупречным механизм скрытой автоматики может иметь системную ошибку.
АЦУ (автоматический центр управления), скрытый от «глаз» нашего самосознания, имеет мощные рычаги контроля нашего поведения в виде «генератора желаний». Попросту говоря, мы делаем только то, что хотим. Беда в том, что хотим мы многого и часто несовместимого. Отсюда — проблема выбора, отсутствие логики в действиях и ярко выраженная противоречивость человеческой души.
Например, часто люди не замечают бардака вокруг себя, который они сами и создают. Это может являться проблемой для окружающих, и даже на сознательном уровне сам растрёпа может осознавать проблему. Но до тех пор, пока бессознательное не будет считать беспорядок вокруг чем-то важным, оно не направит «глаз» внимания на сию проблему, и она, соответственно, не будет решена. Человек может быть уверен, что он желает навести порядок, ибо бардак создаёт трудности. Но это всего лишь точка зрения его сознания. Бессознательное же не запускает маховик желаний, ибо, по каким-то причинам, комфортно чувствует себя среди разбросанных вещей.
Помните волшебную комнату из «Пикника на обочине»? Мир, подобно ей, даёт нам то, чего мы действительно хотим. Подойдите к зеркалу, взгляните на себя. Определите меру своего совершенства. Вы увидите итог собственных желаний. Может, пришла пора их осознать?
Само по себе осознание не решает проблему, но создаёт предпосылку для следующего шага: интегрирования осознанной проблемы в общую стратегию действий. Самое главное желание, руководящее всем живым миром — это тяга к жизни. К счастливой жизни. «ОХОТНИК» называет её «инстинктом счастья». Именно это желание имеет приоритет перед всеми другими и создаёт парадигму Вашей судьбы. Нужно лишь принять его и осознанно выработать жизненную концепцию, планомерно ведущую Вас к собственному ощущению счастья.
Чтобы решить какую бы то ни было проблему, её необходимо, после стадии осознания, соотнести со своим стремлением к счастливой жизни. Когда Вы поймёте, что эта хрень, каковая казалась до сих пор лишь неприятностью, на самом деле является индикатором системного сбоя в Вашем поведении, сбоя, который способен разрушить все Ваши планы на жизнь, Вы ощутите подлинное желание от неё избавиться. Почаще возвращайтесь к самому древнему и могущественному желанию — желанию быть счастливым, и оно начнёт наполнять Вашу жизнь действительно важными для Вас вещами.