Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Амонашвили Ш.А."Ошибки - источник мудрости"

nabel аватар

В поиске учителя

«Пора моего ангелочка определить в школу», – подумал ангел.

Взял он его, и влетели они прямо из открытого окошечка в огромное здание.

«Надо выбрать учителя от Сердца и с ангельским терпением, ибо ангелочек мой еще вовсе не ангел, он неугомонный шалун со строптивым характером…»

Заглянул он на урок к одному учителю и ужаснулся – тот кричал на ученика и ругал его:

– Я бы сбросил тебя, такого бессердечного, с пятого этажа… Вон из класса!

«Жестокий… Не от Сердца он…»

В другой классной комнате учительница сидела перед учениками, положив ногу на ногу, и любовалась своими ногтями, на каждом из которых умело было нарисовано маленькое сердечко. Но она в то же время зорко следила за учениками, выполнявшими контрольную работу, и павлиньим криком пресекала всякую попытку списывания друг у друга.

«Ханжа… Не от Сердца она…»

В следующем классе ученик записывал на доске предложение, которое диктовал ему учитель: «Самого главного глазами не увидишь – зорко только Сердце».

Ученик ошибся и написал «Серце». Учитель разозлился:

– Сколько раз тебе объяснять… Дай дневник… Два!

Ученик заплакал.

«Невежда… Не от Сердца он…»

Заглянул ангел в следующий класс – там учитель вел урок математики.

– Сосчитайте, сколько раз постучит Сердце в течение суток, если за одну минуту оно

стучит 56 раз…

Один ученик, не считая, сразу выкрикнул:

– 80 640 раз… А в неделю – 564 480 раз… А в месяц… А в год…

Дети ахнули. А учитель грубо прервал ученика:

– Как ты смеешь выкрикивать с места, да еще без моего разрешения…

«Грубиян… Не от Сердца он…»

Следующий класс жужжал, как улей: учитель и ученики терпеливо и любовно собирали знания, помогая друг другу. Голос и забота учителя сливались в единую музыку и радость познания.

«Вот учитель от Сердца и с ангельским терпением… – подумал ангел и сказал своему ангелочку: – Будешь учиться у него. Внимай каждому слову учителя».

Улетая из школы, ангел грустно подумал: «Все поминают Сердце, но жить Сердцем не хотят… Нужно вывести всех «сердечных» фигляров, чтобы они не причиняли боль и не калечили сердца своих учеников».

Но ангел не знал, как это сделать.

 

                                                    ***

 

Четыре желания

Позвал Бог ангелов, вернувшихся на Небеса после служения учителями на Земле.

— Покажите, с чем вы вернулись.

Положил первый ангел у ног Господа ордена, медали, премии, дипломы и сказал:

— Я прославился.

Взглянул Бог на доказательства славы у своих ног и испепелил их. И сказал ему:

— Ты прославился на весь мир, но не в душе мальчика, который попал в беду и нуждался в твоей незамедлительной помощи. Ты же, находясь в погоне за наградами, не поспешил стать для него убежищем, и он погиб. Иди и пожинай теперь сам беду брошенного учителем ученика.

И он сделал его учеником, попавшим в беду, и дал ему учителя, ослеплённого наградами и почестями.

Положил другой ангел у ног Господа груду программ, учебников, методических пособий, длинный список научных трудов и сказал:

— От простого учителя вырос я до профессора.

Взглянул Бог на всю эту науку у своих ног и испепелил её. И сказал ему:

— Не для самости и затуманивания истины я посылал тебя учителем, но для заботы о талантливой девочке, судьба которой ушла в песок твой науки. Иди и пожинай страдания погубленного таланта.

И наделил он его талантом и сделал учеником учителя, увлечённого творением бездетной педагогики.

Третий ангел перечислил Богу по пальцам имена бывших учеников, ставших в обществе известными людьми: учёными, поэтами, художниками, министрами, бизнесменами, спортсменами, — и положил у его ног гордость за них. Взглянул Бог на его гордость и испепелил её. И сказал ему:

— Не для гордости посылал я тебя учителем. Почему не гордишься мальчиком, которого ты выгнал из школы как неуспевающего и увеличил армию обездоленных и бродяг. Иди и пожинай теперь трагедию беспризорного ребёнка.

И сделал его подростком, только что выброшенным из школы.

Предстал перед Богом четвёртый ангел, бросился к его ногам и взмолился:

— Господи, не жди от меня даров, ибо я опустошён. Судьба забросила меня в Богом забытую школу, и я отдал своим ученикам весь свет, что был во мне от тебя. И спешу к тебе с мольбой: дай мне побольше света и отправь обратно, ибо ученики ждут меня, а я без них не мыслю свою ангельскую жизнь.

Тогда сказал Бог:

— Отдавший свет умножит его в себе.

И сделал его Бог Великим Духом и отправил обратно в Богом забытую школу.

 

                                                         ***

 

Крылья

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

– Верно! – удивился прохожий.

– Так бери с собой мудрость:

Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.

Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор к небу.

…Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ…

Видишь, какие крылья у него выросли! – гордо сказал учитель и ласково прикоснулся к крыльям своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

– А меня больше радуют твои перышки…

 

 https://uchportfolio.ru/blogs/read/?id=2687