Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Афоризмы житейской мудрости … Артур Шопенгауэр, 1851 год

nabel аватар

Очень давно в поле моего внимания попала довольно интересная книга под названием "Афоризмы житейской мудрости", которая произвела на меня неизгладимое впечатление.

Во-первых, потому что книга принадлежала одному из самых известных философов-иррационалистов, труды которого оказали огромное влияние на многих известных мыслителей, включая Фридриха Ницше, Рихарда Вагнера, Альберта Эйнштейна, Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, а также Льва Толстого, а во-вторых, книга "великого пессимиста" была написана настолько простым и понятным языком, что знания которые изложены в этом труде можно с легкостью применять и в повседневной жизни современного человека.

И так перед вами великий немецкий филосов — Артур Шопенгауэр и его труд «Parerga und Paralipomena», в составе которого были опубликованы «Афоризмы житейской мудрости» 1851 года, с которыми я вас и хочу познакомить:

lib.ru/FILOSOF/SHOPENGAUER/aforizmy.txt

— Спокойный, веселый темперамент, являющийся следствием хорошего здоровья и сильного организма, ясный, живой, проницательный и правильно мыслящий ум, сдержанная воля и с тем вместе чистая совесть — вот блага, которых заменить не смогут никакие чины и сокровища.

— Умный человек в одиночестве найдет отличное развлечение в своих мыслях и воображении, тогда как даже беспрерывная смена собеседников, спектаклей, поездок и увеселений не оградит тупицу от терзающей его скуки.

— Человек с хорошим, ровным, сдержанным характером даже в тяжелых условиях может чувствовать себя удовлетворенным, чего не достигнуть человеку алчному, завистливому и злому, как бы богат он ни был.

— Одни и те же внешние события влияют на каждого совершенно различно; находясь в одинаковых обстоятельствах, люди все же живут в разных мирах.

— Мир, в котором живет человек, зависит прежде всего от того, как его данный человек понимает,а следовательно, от свойств его мозга: сообразно с последним мир оказывается то бедным, скучным и пошлым, то наоборот, богатым, полным интереса и величия.

— Глупец всегда останется глупцом, и тупица — тупицей, будь они хоть в раю и окружены гуриями.

— Здоровье перевешивает все внешние блага настолько, что здоровый нищий счастливее больного короля. Спокойный, веселый темперамент, являющийся следствием хорошего здоровья и сильного организма, ясный, живой, проницательный и правильно мыслящий ум, сдержанная воля и с тем вместе чистая совесть — вот блага, которых заменить не смогут никакие чины и сокровища.

— Источником всех наших наслаждений являемся мы сами; это относится и к физическим, а тем паче и к духовным наслаждениям.

— Если человек молод, красив, богат и уважаем, то, чтобы судить о его счастье, надо еще знать, весел ли он; тогда как если он весел, то безразлично, стар он или молод, прям или горбат, богат или беден — он счастлив.

— Движение сущность жизни.

— Следует воздерживаться в беседе от всяких критических, хотя бы и доброжелательных замечаний: обидеть человека — легко, исправить же его — трудно, если не невозможно.

— Самых угрюмых, сердитых людей можно посредством вежливости и любезности сделать сговорчивыми и веселыми.

— Человек может видеть в другом лишь столько, скольким он сам обладает, и понять другого он может лишь соразмерно с собственным умом.

— Умные речи и замечания, имеют смысл лишь в умном обществе, в обычном же их прямо-таки ненавидят: чтобы понравиться в таком обществе, надо быть пошлым и ограниченным, а потому, вступая в него, приходится отрекаться от 3/4 своего «я», дабы сравняться с другими.

— Общество возлагает на нас обязанность бесконечного терпения к глупости, к извращенности и безумию.

— Люди, живущие стремлениями и надеждами, т. е. будущим, смотрящие всегда вперед и с нетерпением спешащие навстречу грядущим событиям, будто эти события принесут им истинное счастье — и пропускающие тем временем настоящее, не успев им насладиться, это люди, несмотря на написанную на их лицах серьезность, подобны тем ослам, которых в Италии заставляют идти быстрее, привешивая к концу палки, укрепленной на их голове, охапку сена, которую они видят близко перед собою и вот-вот надеются достать.

— Крупные достоинства пробуждают обычно глухую злобу в ничтожных людях.

— У толпы есть глаза и уши, но крайне мало рассудка и столько же памяти.

— Очень часто и, по-видимому, справедливо утверждают, что весьма ограниченный в умственном отношении человек, в сущности — самый счастливый, хотя никто и не позавидует такому счастью.

— В национальном характере мало хороших черт: ведь субъектом его является толпа.

— Никто не может долго притворяется; всякий притворяющийся скоро выкажет свою истинную натуру.

— Из людей счастлив будет тот, в ком много внутренних сокровищ, и кто для развлечения требует извне лишь немного или ничего.

— Источник счастья берет свое начало в самом человеке.

— Зависть людей показывает насколько они себя чувствуют несчастными.

— Если бы у большинства людей добро преобладало над злом, тогда было бы разумнее полагаться не на их страх, а на справедливость, честность, благородность, родство, верность, любовь или жалость, но так как на деле бывает обратное, то разумнее поступать наоборот.

— Вообще разумно было почаще говорить себе: "изменить это я не могу, остается извлекать из этого пользу".

 

https://www.drive2.ru/b/92664/