Душевный друг. Мудрость из Кельтского Мира
В день, когда
Твои плечи отяготит ноша
И ты споткнешься,
Пусть земля под ногами поддержит твое равновесие.
Когда твой взгляд замерзнет
за окном серого дня
И призрак потерянности
Придет к тебе,
Пусть радуга напомнит
О цветнике удовольствия и радости.
Когда твои паруса обтреплются
В бурях тягостных дум
И чернота океана
Разверзнется под тобой,
Пусть придет к тебе по водам
Золотистая тропинка лунного света
И безопасно доставит домой.
Пусть питательные соки земли будут твоими,
Пусть ясность света будет твоим,
Пусть плавный бег океана будет твоим,
Пусть защита предков будет твоей.
И пусть ветер мягко укутает тебя этими словами любви,
как невидимым плащом и заботливо защитит твою жизнь.
Так странно быть здесь. Тайна никогда не покидает вас. За фасадом вашего образа, под вашими словами, над вашими мыслями - безмолвие другого мира. Целая вселенная живет вас.
Никто другой не может принести вам вести из этого внутреннего мира. Голосами, мы излекаем звуки души. Эти звуки – наши слова. Мир полон слов. Так много говорится все время - громко, тихо, в комнатах, на улицах, по телевизору и радио, газетах, в книгах. Шелест слов хранит для нас то, что мы называем окружающим миром. Каждый из нас - художник. В том смысле, что каждая личность способна извлечь звуки из тишины, которая хранит невиданные сокровища - реализуясь, невидимое становится видимым.
Неизвестный мир стремится к отражению. Слова - зеркала, в которых мы удерживаем наши мысли. Вы угадываете в этих словесных зеркалах и ловите отблески смысла.
Если мы всецело предадимся только внешнему - внутреннее неотступно последует за нами. В отсутствии внешнего образа (выраженной индивидуальности) личность безмолвствует. Для того, чтобы сохранить душевное здоровье, мы должны оставаться правдивыми к нашей уязвимой сложности. А для того, чтобы сохранять себя, нам нужно поддерживать равновесие внутреннего и внешнего, известного и неизвестного, временного и вечного, древнего и нового.
Никто кроме вас не сможет предпринять эту задачу. Только вы можете преодолеть этот порог внутреннего мира. Духовное здоровье – это цельность, т.е. - есть святость. Быть святым, значит быть естественным. Каждая личность - художник в этом первоначальном и неизбежном смысле. Каждый из нас обречен и привелигирован быть внутренним художником, который несет и формирует уникальный мир.
Кельтское сознание никогда не было дискурсивным ни систематическим. В их лирических догадках, кельты выразили возвышенное единство жизни и опыта. Кельтское сознание не было обременено дуализмом. Кельтское воображение артикулировало внутреннюю дружбу, которая обнимала природу, Божественное, подземный мир и человеческий мир как одно. Дуализм последующей европейской культуры, который разделил видимое от невидимого, время от вечности, человеческое от Божественного, был полностью чужд им. Этот смысл онтологической объединяющей дружбы для нашего больного и мучительного раздвоения является кельтским даром.
Кельтское понимание дружбы находит наивысшее выражение в понятии анам кара. Анам это гэльское слово для души; кара значит слово друг. Т.о. анам кара значит душевный друг.
Анам кара был личностью, кому вы могли открыть самые потаенные уголки своей жизни. Когда у вас появлялся анам кара, ваша дружба с ним преодолевала все условности и предубеждения, вы соединялись в древнем и вечном пути постижения жизни. Об этой дружбе я расскажу в первой главе.
Во второй главе я расскажу о духовной дружбе души с телом. Тело – это наш дом, единственный дом во вселенной. Это осознание возвращает священное и мистическое достоинство телу.
В третьей главе я расскажу об искусстве дружбы с самим собой. Когда вы перестаете боятся тишины, в вас просыпается новое творчество, начинает проявляться ваше забытое и заброшенное внутренне богатство. Вы приходите к себе домой и учитесь отдыхать внутри. Мысли являются вашими внутренними чувствами. Настаиваясь с тишиной и одиночеством они выносят тайну внутреннего ландшафта.
В четвертой главе мы поговорим о том, как ваша воображение и внутреннее развитие вашей личности приводят к зримым результатам.
Пятая глава посвящена искусству дружелюбно встречать свой возраст. И, наконец,
шестая глава – о взаимотношениях с нашим постоянным спутником на пути жизни – смерти.
Кельтское воображение любило круг. Оно исходило из того, что ритм жизни, природы и божественности следует круговому циклу. В подражании этому, структура книги циклична.
В сущности, эта книга пытается выявить феноменологию дружбы в лирико-абстрактной форме. Она черпает вдохновение из лирической метафизики кельтской духовности. Это не историко-научный анализ кельтского периода, а, скорее, размышление, внутренняя беседа с кельтским воображением о философии и духовности дружбы.
Джон О’Донахью "Анам Кара. Духовная мудрость из Кельтского Мира"